Архитектурное бюро «Утро» предлагает создать на востоке Москвы линейный парк, или зеленый коридор, который бы шел вдоль Симоновской промышленной железнодорожной ветки. Бюро уже реализовало проект сквера «Огородная слобода» между Мясницкой и Покровкой и креативное пространство для детей и взрослых «Ателье» в «ГЭС-2».
Железнодорожная ветка, которая раньше обслуживала предприятия от станции Бойня до промзоны на берегу Москвы-реки, один из рудиментов промышленного прошлого Москвы. Эти несколько рядов железнодорожного полотна уже давно не действуют, летом зарастают травой и кустарником, а с 2000-х годов в вялотекущем режиме был начат их демонтаж. В последние годы вдоль заброшенной ветки строят жилье. Как правило, вокруг новых ЖК почти отсутствует безопасная среда для жизни и отдыха, и команда «Утра» хочет помочь интегрировать остатки промзоны в современную городскую ткань.
«Концепция родилась из нашего личного интереса и профессионального взгляда на развитие городских территорий, — объясняет свою мотивацию архитектор и одна из основательниц бюро “Утро” Алена Зайцева. — Я сама будущая жительница одного из жилых комплексов рядом с этим пространством, и меня привлек его потенциал. Сейчас это заброшка вдоль гаражей и старых железнодорожных путей, которая могла бы связать район Волгоградского проспекта с Крутицкой набережной комфортным велопешеходным зеленым коридором. Мне бы хотелось, чтобы в будущем моя дочь могла проводить там время с друзьями, ездить на велосипеде в школу, гулять с нашей собакой».
Местность, по которой пролегает маршрут планируемого зеленого коридора, довольно специфическая. До недавнего времени это был один из наименее джентрифицированных районов Москвы. Он входил в антирейтинг наименее комфортных и престижных мест для проживания в первую очередь из-за своего промышленного прошлого. Эта территория насыщена бывшими промзонами и руинами заводов советской эпохи (так называемого ржавого пояса Москвы) и индустриальных окраин рубежа XIX–XX веков. Остатки промзон, возведенных в советское время или заложенных еще до революции, окружены однотипными спальными районами. Здесь сравнительно низкий уровень городского благоустройства, высокая плотность населения и частые пробки. А до начала промышленного освоения этой территории во второй половине XIX — начале XX века по большому отрезку маршрута Симоновской ветки находились болота и пустоши.
В последние годы тут многое изменилось. В районе метро «Волгоградский проспект» было построено и строится несколько крупных ЖК: «Метрополия», Highway, «Первый Дубровский» и «На ул. Мельникова». Однако здесь нет полноценных парков — лишь дворы и редкие скверы. Магистрали разрезают район так, что пешком и на велосипеде передвигаться сложно и небезопасно. Линейный парк обеспечит связность маршрутов, сократит время в пути и частично облегчит перегруженные участки метро.
«Пока что новые ЖК появляются на месте промзон, но остаются изолированными среди магистралей и гаражей, без связи с центром, — рассказывает один из авторов проекта архитектор городской среды и транспортных систем Валерий Ларионов. — Линейный парк на месте Симоновской ветки может пробить сквозной коридор, соединить районы с набережной и центром, дать безопасные маршруты для пеших и велосипедных поездок — экологичную альтернативу машинам и метро. В будущем ось можно продолжить до МКАД, создав зеленый коридор от пригорода до центра Москвы».
Проект опирается на международную практику преобразования железнодорожных путей, потерявших свою актуальность. Это High Line в Нью-Йорке, Lafitte Greenway в Новом Орлеане, Park HaMesila в Тель-Авиве и Baana в Хельсинки. Перед началом проектирования команда бюро прошла маршрут в разные сезоны, изучила существующую местность, ее историю и сценарии, как местные жители используют территорию.
Урбанист и основатель компании по развитию качественной городской среды CM International Петр Кудрявцев уверен, что «ценность Симоновской ветки очевидна: вокруг стремительно строятся новые кварталы, появляется инфраструктура на месте утративших свою функцию производств. Необходимы связи — понятные, удобные горожанам и всем, кто заинтересован развивать, например, бизнес в этом районе. Без связанности не будет трафика, а без трафика — жизни».
Автор канала «Город для людей» Аркадий Гершман хорошо знаком с этой частью Москвы. Какое-то время он жил недалеко от метро «Пролетарская» и ходил на заброшенную Симоновскую ветку. «Планировка улиц и застройки до сих пор сохраняют промышленное прошлое этого места, — говорит он. — Связность в этой части города затруднена, крупная нарезка кварталов и трассировка ж/д линий по сей день влияют на жителей».
Гершман изучил проект бюро «Утро» и предлагает в качестве логического завершения маршрута продолжить зеленый коридор до Крутицкой набережной пешеходным мостом, который соединит его с противоположным берегом Москвы-реки, где сегодня находится множество офисов: «В таком виде парк сможет быть не только местом для отдыха жителей, но и даст хорошую велопешеходную связь до трамвая и станции метро “Волгоградский проспект”, а возможно, и до Новохохловского ж/д хаба».
Эксперты по транспорту уверены, что многие будут использовать такой зеленый коридор в качестве части своего ежедневного маршрута. Он свяжет разные, до этого изолированные друг от друга районы. Так произошло в Тель-Авиве, когда вдоль старой железной дороги Яффа — Иерусалим построили линейный городской парк HaMesila.
Архитекторы предусмотрели также места для прогулок с собаками, зоны для тихого отдыха и игр с детьми. Один из важных моментов в линейном парке — безбарьерная среда. Здесь предусмотрены пандусы, пологие уклоны и непрерывные маршруты для маломобильных граждан и колясок.
Команда проекта планирует, чтобы зеленая пешеходная магистраль на большинстве пересечений с крупными транспортными артериями не пересекалась с проезжей частью и расходилась под путепроводом Волгоградского проспекта и под Лизинским путепроводом на пересечении с 1-й Дубровской улицей. Транзит зеленого коридора через Симоновский Вал предлагают сделать по существующему регулируемому пешеходному переходу через проезжую часть.
Маршрут будущего линейного парка проходит по территории Южнопортового района (ЮВАО) и Даниловского района (ЮАО). До 1918 года это была территория Нагатинской волости пятого стана Московского уезда Московской губернии. Исторические поселения по маршруту парка — села Дубровка и Кожухово. С этими местами связано множество утраченных или частично утраченных исторических топонимов: Арбатец, Калитники, Золотой Рожок, овраг Подон, река Сара, Симонов луг, Карамзинские дачи, Лизин, или Лисьин, пруд, Медвежье озерко и Сукино болото. Зеленый коридор может подчеркнуть историческую преемственность между настоящим и прошлым.
Фото: архитектурное бюро Utro