search Поиск
Редакция Москвич Mag

Московские арт-деятели создали «Ассоциацию галерей» (АГА), чтобы защищать свои интересы

2 мин. на чтение

Московские галеристы минимум десятилетие не могли договориться, и наконец удалось. Ассоциация получила смешную аббревиатуру АГА.

«Идея создания ассоциации витает в воздухе последние лет десять — и первая попытка была предпринята в 2012 году совместно с Еленой Бакановой (тогда совладелицей галереи Paperworks), именно Лена придумала аббревиатуру АГА, которой мы сейчас пользуемся. В любой стране с рынком искусства есть подобная ассоциация, иногда не одна. Конечно, мы, галеристы, все разные и все привыкли работать в одиночку, но есть вопросы, в которых важно объединиться, договориться и действовать сообща — это в первую очередь таможенные правила, юридические аспекты, взаимодействие с государством. Мы можем общими усилиями отладить механизмы функционирования рынка, чтобы они работали как часы», — объяснила «Москвич Mag» соосновательница галереи XL Елена Селина.

В ассоциацию пока что вошло 15 галерей: 11.12 GALLERY, a-s-t-r-a, Askeri Gallery, InArt Gallery by Ksenia Podoynitsina, Krokin Gallery, pop/off/art, Syntax, Totibadze Gallery, VP Studio, галерея XL, Восточная галерея, Anna Nova, «КультПроект», «Треугольник», «Триумф». Принимают всех, у кого есть свой пул художников, свое выставочное помещение с публичным доступом. Для вступления нужно будет заплатить взнос. Для онлайн-галерей предусмотрено ассоциированное членство. Ассоциация включает только галереи современного искусства, поскольку у антикваров есть своя Ассоциация дилеров-антикваров.

Галеристы по сути бизнесмены: если говорить грубо, они продают искусство за процент. Но нигде в мире торговцев искусством не рассматривают в одном ряду с торговцами колбасой. Нет ничего плохого в колбасе, но когда ты продаешь картины, то параллельно все же происходит культурное просвещение посетителей выставок. Не говоря уже о том, что благодаря галеристам у художников есть средства к существованию (пусть у них часто довольно сложные отношения). Поэтому, например, в мировой практике помещения галереям принято сдавать в аренду дешевле. Но в России этого не происходит, потому что некому об этом сообщить арендодателям и добиться соблюдения договоренностей, некому защищать интересы галеристов. До сих пор каждый действовал в своих интересах. Но теперь ассоциация сможет от имени галерей взаимодействовать с властями и бизнесом, развивать взаимовыгодные связи с российскими и международными организациями, разрабатывать способы получения льгот для галеристов и многое другое.

В России есть примеры успешно действующих ассоциаций, защищающих интересы своей отрасли, созданных уже в постсоветское время: Ассоциация рестораторов и отельеров, Стоматологическая ассоциация, Ассоциация банков России, Ассоциация производителей мебели и деревообрабатывающей промышленности, Ассоциация юристов и сотни других.

Фото: предоставлено галереей pop/off/art

Подписаться: