Что удивительно, РПЦ поддержала коммунальщиков — точнее, осудила художника и проект, в рамках которого были сделаны рисунки.
Как вы уже, конечно, знаете, в Москве идет тотальная война с граффити. Под уравнивающий всех валик, закрашивающий рисунки на стенах, попадает все — и мурали знаменитых художников, появившиеся в связи с фестивалями современной культуры, и просто «забомбленные» стены домов и трансформаторных подстанций. В соответствии с постановлением №877 правительства Москвы выживут только те, что изображают значимых фигур или знаменательные события российской истории.
А вот уличный художник Александр Цыпков рисует фигур значимых, но не только для российского контекста — он соединяет современное популярное искусство с искусством религиозным, «бомбя» стены изображениями ликов святых. Их было несколько в городе, например под Кутузовским мостом, ведущим в «Сити», и все они в итоге оказались закрашены представителями коммунальных служб, узнал канал Mash. Формальной причиной могло стать то, что даже разрешенные граффити обязаны проходить худсовет, и даже сохранить уже существующие можно только путем согласования на уровне не ниже окружной префектуры. Свои граффити Цыпков рисует в рамках проекта «После иконы», в рамках которого его куратор Антон Беликов вместе с молодыми художниками пытается совмещать актуальное искусство (в том числе граффити) и искусство религиозное. У объединения даже были выставки в Храме Христа Спасителя.
Однако РПЦ, на удивление, не поддержала своих, казалось бы, единомышленников. Как заявил агентству «Москва» председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин, эти граффити «нарушают каноны православия» и Шестого Вселенского собора, установившего догмат иконопочитания. «Есть вообще неуместные изображения — в таких местах, где не следует изображать священное. Каноны православия запрещают изображать святые вещи в нечистых местах, из каких-то бьющихся, стирающихся или разрушающихся предметов», — рассказал протоиерей. Сам проект «После иконы» он назвал «неправильным и антипатриотичным», усмотрев в нем даже «какой-то мещанский дух».
В общем, не только православным граффитистам, но и Третьяковской галерее есть о чем задуматься — того гляди скажут, что «Явление Христа народу» не соответствует канонам.
Фото: @alexandertsypkov