В этом году самому первому поезду метро — составу типа «А» — исполнилось 90 лет. Летом на «Москвич Mag» вышел материал о том, как его создавали и как о поезде отзывались первые пассажиры метрополитена. Время идет, а прогресс не стоит на месте. Весной 2024 года на Замоскворецкой линии запустили самую современную модель метропоезда — «Москва-2024». Как за 90 лет изменились заводские технологии и подход к сборке? Какие инновации применяют на производстве сейчас? Об этом рассказываем в свежем материале.
«Метровагонмаш»: преемственность эпох
Производство метропоездов — дело преемственное. «Москву-2024» собирают там же, где в 1930-е годы разрабатывали и самый первый поезд метрополитена. Раньше производство называлось Мытищинским вагоностроительным заводом, а сегодня носит название «Метровагонмаш». Здесь трудятся более 3 тыс. человек, и около 1,5 тыс. работников заняты только на производстве «Москвы-2024».
На «Метровагонмаше» одновременно работают две линии сборки «Москвы-2024». Каждый день с них выходит два готовых вагона. Это значит, что поезд для метро из восьми вагонов собирают примерно за четыре дня. Темпы производства сейчас гораздо выше, но и пассажиров в метро куда больше, чем 90 лет назад.
Как производят поезд
Чтобы сделать только один кузов вагона, требуется 18 тыс. деталей. Почти все они появляются на свет в прессово-заготовительном цехе завода «Метровагонмаш». В основе всего производства — листы чистого металла разной толщины и величины. Через несколько этапов им предстоит стать вагонами, но пока ничто не говорит о том, что в этих стенах рождается будущий поезд.
В этом цехе металл режут, гнут и раскраивают для получения разных комплектующих. Прессы, плазменные и лазерные станки — каждый их них изготавливает свой тип деталей. Там, где нужны быстрота и массовое производство, работают прессы. Лазерную сварку используют при изготовлении боковины вагона, которую видят пассажиры, так что внимание уделяется и эстетике. Плазменные станки режут металл толщиной до 90 мм. Хотя многие машины и умные, без помощи человека здесь никуда: в цехе трудятся около 120 работников, которые контролируют процесс.
Как и 90 лет назад, для запуска поездов «Москва» заводу в Мытищах потребовалась глобальная модернизация. За последнее десятилетие предприятие увеличило свои производственные мощности более чем в два раза. Для цехов массово закупили новое оборудование, в том числе высокоточные станки с компьютерным управлением. В 2017−2023 годах ТМХ инвестировал в развитие «Метровагонмаша» около 9 млрд руб. Модернизация продолжается и сегодня — она позволит увеличить число выпускаемых поездов.
В метро всегда ходили сварные вагоны, и «Москва-2024» не исключение. Поэтому следующий важный шаг сборки — сварка кузова. На этом этапе уже можно узнать очертания будущего вагона, правда, пока в очень брутальном исполнении. На разных постах цеха собирают раму, боковину, крышу вагона, после чего огромный кран поднимает части и наконец соединяет их в узнаваемый силуэт. В сварке очень помогает кантователь: специальный агрегат, который может поворачивать детали на 360 градусов по оси.
В цехе сварки постоянно кипит работа: шумят станки, летят искры, ревет болгарка. 95 лет назад на заводе даже не было сварочного цеха, поэтому с изготовлением первого вагона мастерам пришлось изрядно постараться. Теперь все механизмы отлажены с предельной точностью, а крышу вообще сваривает робот. Где можно, «Метровагонмаш» автоматизирует производство — с некоторыми работами машина справляется быстрее и качественнее.
На этом этапе внутри кузова уже появляются первые крепежи, на которые потом будут монтировать элементы интерьера. А после сварки демо-версия вагона отправляется на проверку герметичности.
От сварки к дождеванию
Камера дождевания, пожалуй, одно из самых эффектных зрелищ на заводе. Работает она так. Внутрь кузова заходит мастер, а на окна, двери и другие технические отверстия устанавливаются заглушки. После этого вода начинает хлестать на поезд со всех сторон из сотен форсунок — около 10 литров в минуту на каждый квадратный метр кузова. «Тропический душ» имитирует такие погодные условия, каких в Москве не бывает — поезд должен их выдержать без протечек.
Человек, находящийся внутри кузова, проверяет вагон на герметичность. Если во время испытаний обнаруживаются несовершенства, вагон отправляют на доработку. Любая щель в кузове имеет критическое значение: в составах спрятано много электроники. Поезд проверяют душем несколько раз — после сварки и после покраски.
Но перед покраской кузов предстоит подготовить: отшлифовать, загрунтовать, зашпаклевать. Этим, как и покраской, занимается отдельный цех — малярный. Именно здесь на вагон наносят узнаваемую ливрею Московского транспорта. Работу выполняют около 90 человек, на это у них уходит примерно пять дней.
Законченный вид вагон обретает после того, как в него монтируют оборудование. Сначала устанавливают окна (те самые, широкие) и кладут полы. Дальше идет монтаж подвагонного оборудования. Появляются компрессор, воздуховод, кондиционер, двери и провода. Всего на один вагон приходится более 20 км провода — это больше, чем длина всей Калининской линии метро. Электрику потом обязательно проверяют на отдельном посту — не пострадало ли что-то при проведении других монтажных работ.
Последний этап — финишная сборка салона. В вагоне устанавливают поручни, диваны, мониторы и интерактивные экраны, которыми славятся последние поколения поездов «Москва». Только теперь готовый вагон устанавливают на колесные тележки. В отличие от старых составов новые поезда «Москва» ставятся на специальные пневмоподушки. Как раз благодаря ним поезд едет плавно и без вибраций.
Как и производители первого метровагона, создатели новых составов делают ставку на отечественное производство. Число российских комплектующих в «Москве-2024» превышает 90%, и этот показатель растет с каждым годом. Буквально в апреле в Воронежской области запустили выпуск компонентов межвагонных переходов, которые раньше закупали за границей.
Дизайн поезда
Конечно, подход к разработке дизайна за 90 лет изменился. Теперь решения принимают и сами москвичи. В 2023 году посетители выставки «Станция Манеж» проголосовали за темно-серый оттенок «Эко» для интерьера новейшего поезда. Так что салоны «Москвы-2024» оформлены именно в таком цвете.
Другое нововведение — перенос разъемов USB с сидений (как было в предыдущей модели «Москва-2020») на поручни. Теперь смартфоны могут заряжать как стоящие, так и сидящие пассажиры. При этом разъемы установлены строго на определенной высоте, чтобы пассажиры не мешали друг другу. Кроме того, в новые поезда добавили и Type-C разъемы. Это изменение тоже было добавлено по просьбам горожан.
Подготовка и запуск поезда
После того как салон собран, вагоны сцепляют и начинают испытания. Сначала поезд проезжает по территории самого завода: накатывает 30 км вдоль забора. Если все проходит успешно, готовый состав отправляется в депо. Но и там его не сразу выпускают на линию. Сначала работники вешают токоприемники и проверяют все еще раз. Только после того, как «Москва-2024» проехала 300 км по линии (без пассажиров) и сделала это без единой ошибки, ее отправляют для работы с пассажирами.
Поезда «2024» с весны ходят по Замоскворецкой линии, а с сентября — по Троицкой. Троицкая ветка уже полностью укомплектована новейшими составами, а замена поездов на Замоскворецкой линии завершится в 2026 году.
Фото: пресс-служба Московского метрополитена