Вторая половина прошлого столетия в нашей стране обошлась без войн и революций, но была не менее насыщенной событиями, которые повлияли на весь мир, в том числе современный.
Победа во Второй мировой войне подарила людям надежду на то, что жизнь станет лучше. Но настоящие перемены, которых так не хватало при правлении Сталина, случились лишь в середине 1950-х — в оттепель.
Период свободы в несвободной стране оказался очень плодотворным. В центре внимания теперь новые герои — не только передовики производства, но и представители самых разных профессий: педагоги, инженеры, ученые, геологи, врачи. Чтобы показать частную жизнь обыкновенных людей, которые влюбляются, ссорятся, радуются, страдают, слушают музыку, читают стихи, гуляют по городу и не занимаются с утра до вечера строительством коммунизма, требуется новый художественный язык.
В эти годы в Москве идет грандиозное строительство. Москва растет, развиваются городские окраины, там кипит интересная культурная жизнь.
Но через 12 лет оттепель сменилась застоем, и ветер перемен сменил направление. Одних объявляли тунеядцами и космополитами, упекали в психиатрические клиники, выдворяли из страны, другим вручали госпремии, давали ведомственные квартиры и дачи. Те, кто отказывался поступаться принципами, принципами художественной правды и чудом пробирался через кордоны цензуры, создавали истинные шедевры, хотя, справедливости ради, достойнейшие художники были и среди тех, кто был обласкан властью. И сейчас, спустя годы, перечитывая поэтов-либералов «шестидесятников» и поэтов-государственников, замечаешь, что стилистических различий между ними практически нет.
В эти годы формируется советское «золотое подполье». Безальтернативно оптимистический соцреализм создал прекрасную почву для неофициального искусства. Причем и разрешенное официальное, и запрещенное существовали в единой экосистеме, в одном городе, в одних компаниях.
Пришедшая на смену душному застою перестройка принесла новую надежду. Тектонические сдвиги в обществе и политическом укладе страны потрясли духовную жизнь бывших советских граждан. Город был переполнен возможностями для экспериментирования. Обратной стороной этой неограниченной свободы стали потеря ориентиров и вседозволенность. Отечественная культура, литература и наука словно растерялись, зато коммерция встала на ноги. Именно в это время Москва становится такой, какой мы знаем ее сегодня: большой, бескомпромиссной, энергичной.
Москва 2000-х годов уже не такая наивная, как в лихие девяностые: это город с «большими карманами», новыми торговыми центрами, ресторанами и клубами, вырастающими небоскребами, библиотеками, культурными центрами и бешеным темпом жизни — один из крупнейших мировых мегаполисов.
В нашем совместном с Комитетом по туризму Москвы проекте «Декады. Путешествия десятилетий» мы пытаемся протянуть ниточку от прошлого к современности. Показать, как менялась Москва, какие люди в ней жили и творили, как повлияло происходившее прежде на нашу нынешнюю жизнь.
Фото: МИА «Россия сегодня», ТАСС