, 5 мин. на чтение

«Москвич за МКАДом»: в Благовещенск за серой и динозаврами

Мы в аду, мы определенно в аду, иначе зачем пожилая женщина продавала бы с самопального прилавка серу?! Так и написано: «Сера, п. Гонжа, 1 шт. 25 руб.». Светло-коричневые палочки, похожие на бледные сигары, плавают в пластиковой кюветке, женщина достает их оттуда пинцетом — и вот, жуйте, пожалуйста, на здоровье!

— Да ты что! — говорит моя спутница, счастливые ранние годы которой прошли на Дальнем Востоке. — Это ж вкус моего детства! Дайте десять!

В суровых регионах России серой называют смолу-живицу лиственницы, которую готовят на водяной бане. Она обладает целебными и антисептическими свойствами, защищает от кариеса, пародонтоза, стоматита, зубного камня, но, говорят, может еще и вытянуть пломбы из зубов при особо усердном жевании. Лично я рисковать не стала, но парочку сигар на подарки взяла.

Так что мы все-таки не в аду. Мы в Благовещенске. Даже само название города указывает на что-то доброе и светлое: благая весть! Есть, впрочем, два прочтения этого топонима — традиционно-церковное и политическое. Город, основанный в 1856 году на левом берегу Амура и в устье Зеи, находится в 526 метрах от Китая — граничит с Хэйхэ. Солдаты и переселенцы из забайкальских казаков стали первыми жителями Усть-Зейской станицы. Территорию, отошедшую России по условиям Айгунского договора, нужно было закрепить за новыми владельцами на всех уровнях, поэтому архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий торжественно заложил в станице храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Поэтому город и получил имя Благовещенска. А по второй версии, благая весть состояла в том, что левый берег Амура стал теперь российским.

О казаках в Благовещенске помнят по сей день. Поклонный крест с именами основателей города, не переживших первую зиму, и памятник в честь приамурских первопроходцев установлены на смотровой площадке, откуда, как выражаются путеводители, открывается пленительная панорама Амура. Сюда часто приезжают молодожены — это местная традиция. А на Китай лучше глазеть с набережной — широкой и аккуратной. Пусть и нет в Благовещенске таких небоскребов, как у китайцев, чтобы вечером вспыхивали световым неоновым шоу, но все вполне достойно и приглядно. Памятники забавные попадаются —  непропорциональному пограничнику с собакой, невозмутимому коту, псу Дружку — символу верности и наводнения 2013 года (Дружок стоял по шею в воде, отказываясь покидать родной дом). Есть еще и динозавры, но о них чуть позже. Чудодейственные места памятников, разумеется, затерты до золотого блеска на удачу — привет собаке с московской станции метро «Площадь Революции».

Памятник Дружку

По Амуру плывет прогулочный катер, с которого звучат знакомая мелодия «Катюши» и голоса с восточными модуляциями — это для китайцев проводят экскурсию. А мы тем временем рассматриваем гигантские иероглифы на чужом берегу: сплошь реклама и вывески. Жители этой части провинции Хэйлунцзян  (Hēilóngjiāng, буквально: «Река Черного Дракона»,  кит. 黑龙江 — так называют Амур китайцы) украшают свой берег с мыслью о русских соседях, поэтому иероглифы временами сменяет кириллица. Но и «Оптовый центр Юань Дун», и другие магазины-рестораны вот уже второй год остаются недоступными из-за пандемии.

В прежние времена благовещенцы запросто плавали в Хэйхэ на ужин — у каждого была в Хэйхэ своя «Надя» или «Аня», хозяйка ресторана, взявшая себе русское имя. Сейчас и «Надя» на том берегу, и Сережа без кавычек на этом тоскуют в разлуке. Что уж говорить о тех, кто купил себе по случаю апартаменты в Хэйхэ и не может туда добраться? Или о китайцах, застрявших в Благовещенске по торговым делам? Один такой китаец, пожилой «Володя», торгует на аутентичном базаре Благи (неофициальное прозвище Благовещенска) сушеным манго по щадящей цене, а также зеленым чаем Monkey King, черными грибами в крошечных коробочках и прочими деликатесами. Грибы имеют свойство увеличиваться в процессе замачивания в несколько раз — это на заметку повару-любителю. А у «Володи» есть счет в Сбербанке, и он принимает оплату «по карте».

После шопинга самое время заглянуть в какую-нибудь рыночную закусочную — съесть тарелку горячей лапши и выпить зеленого чаю. Или еще можно закатиться в кафе «Президент» (Кузнечная ул., 17), где подают китайские пельмени в разных модификациях, но это уже в городе.

Благовещенцы и хэйхэйцы ждут, пока восстановится нормальная добрососедская жизнь — ведь даже долгожданный мост через Амур уже достроили, но так и не пустили в эксплуатацию из-за окаянного вируса. И всеми любимый китайско-русский заплыв временно не проводят.

Местные жители вспоминают, как в детстве, будучи школьниками, пытались перейти границу на спор, для чего сбегали с уроков. Ну очень здесь близок Китай, в самом деле! Башенные часы бьют на той стороне, мы сверяемся с ними на этой…  Но российские и китайские прогулочные пароходы и катера держатся друг от друга на дистанции — не только по судоходным, но и по эпидемиологическим правилам.

С воды любой город всегда выглядит иначе — торжественнее, значительнее. Не проплывайте мимо Триумфальной арки, поставленной в Благовещенске в честь визита цесаревича (будущего Николая II) — ее хоть и снесли, но потом восстановили заново. Хотите еще красивой архитектуры? Вот вам торговые ряды «Мавритания» на улице Хмельницкого. Мавританскими их назвали из-за восточного (на самом деле скорее неоготического) стиля, выбранного для одноэтажных красно-белых фасадов — очень нарядных. В 1907 году, когда торговые ряды были построены, здесь продавали продукты, от муки до мяса. Сегодня рынок отменили, в «Мавритании» разместился Институт геологии и природопользования ДВО РАН, а само здание получило статус памятника культуры федерального значения.

Торговые ряды «Мавритания»

И вот теперь, я думаю, самое время поговорить о динозаврах — все-таки именно они, а не сера и даже не Китай считаются главной местной достопримечательностью. В мае этого года динозаврам даже поставили два памятника на амурской набережной. Один присутствует «во плоти», и это Амурозавр (рост — 3 м, длина — 7 м, вес — под тонну) из металла, эпоксидки и стекловолокна. Другой представлен в виде собственных следов — будто бы Керберозавр шел по набережной и оставил три довольно четких отпечатка (60х60 см), в одном из которых оказался к тому же QR-код с подробной информацией. Все это, конечно, прелестно, но немного жаль, что деньги потратили на создание памятников, а не на новое здание для палеонтологического музея Института геологии и природопользования ДВО РАН. Я была в ныне действующем — и это просто большая квартира в жилом доме, заполненная костями динозавров и другими поразительно интересными штуками. Стремилась побывать и на кладбище динозавров — карты в телефоне сказали, что оно находится в районе улицы Нагорной, но я встретила там только местных жителей изрядно нетрезвого вида. Когда спросила у них о динозаврах, они были очень оскорблены: «Выдумала тоже!»

Между тем в центральной части Благовещенска действительно сосредоточено непостижимое количество останков древних ящеров, обитавших на планете лет так 65 млн назад. И до сих пор здесь ведутся раскопки таинственных древних животных, окаменелые кости которых залегают чуть ли не между жилых массивов.

История этих раскопок началась в 1902 году, когда полковник русской армии Михаил Манакин обнаружил в Маньчжурии остатки скелета динозавра, впоследствии получившего название «манчжурозавр амурский». В честь Манакина, впрочем, получил название другой ящер — «керберозавр Манакина», обнаруженный на Благовещенском местонахождении.

Шли годы, палеонтология набирала обороты. Наш современник палеонтолог Юрий Болотский взял с собой однажды на раскопки сына Ваню. Тот выкопал из земли косточку, а косточка оказалась не просто косточкой, но хвостовым позвонком полного скелета динозавра, получившего прозвище Ванюша —  официально олоротитан архаринский. Потом Ваня вырос, но интереса к палеонтологии не утратил — взрослый Иван Болотский читает лекции о динозаврах и проводит экскурсии по тому самому палеонтологическому музею в переулке Релочном. Он был открыт в 1997 году на базе редкой коллекции — в основном это останки динозавров, обнаруженные в Амурской области. И увидеть их теперь может каждый гость Благовещенска, правда, по предварительной записи.