search Поиск
Ольга Дарфи

«Москвич за МКАДом»: в Чебоксары за вышивкой, котлетами из щуки и «зеленым золотом»

8 мин. на чтение

Если плыть на корабле по Волге или ехать на машине в Казань, по пути встречается город Чебоксары, который хочется немедленно пропустить, ибо неясно, что там делать. Поначалу Чебоксары вызывают легкое недоумение из-за своей неуютности — гигантские просторы, заполненные советскими и современными постройками, какими-то мощными холлами, ТЦ и дворцами правительства. Среди этих просторов на холме, на берегу Чебоксарского залива, раскинув руки, как бразильский Христос-Искупитель, стоит большая чувашская женщина. Это Мать-Покровительница. А рядом — гигантский трехколесный велосипед. Хорошо.

Я отправилась искать чувашскую еду, но ее нигде не было. Была грузинская, японская, европейская, я наелась суши и, как назло, сразу же наткнулась на ресторан «Ехрем Хуса», что означает «Купец Ефремов» (бульвар Купца Ефремова, 10). Рядом оказался музей пива, и я отправилась туда.

Оказалось, что пиво — национальный напиток чувашей. В чувашском языке для этого даже есть специальный термин — «сараверетеси» (над буквами А и Е галочки сверху, а у предпоследней буквы C снизу хвостик, как во французском). Во времена СССР здесь даже работала научно-исследовательская хмелеводческая станция. Но в 1990-е в Россию стали завозить готовый пивной порошок, который можно развести в воде, и надобность в реальном хмеле отпала. И все равно Чувашия производит 90% хмеля в России, а по слухам, в республике активно циркулируют идеи увеличить количество полей «зеленого золота». До революции пиво варили в каждой семье по собственному рецепту, сейчас традиции возвращаются — я встретила чувашского парня, который активно пропагандирует пивоварение в домашних условиях. В республике даже есть свой Октоберфест, а раньше на день зимнего солнцестояния отмечали праздник «Девичье пиво» — это когда девчонки варили пиво и показывали свои умения для заманивания женихов, типа советской передачи «А ну-ка, девушки!» (в некоторых чувашских деревнях праздник существует до сих пор). Как у индейцев есть трубка мира, так у чувашей есть ковшик солнца. Глава семьи с важностью откупоривает новую бочку пива, черпает напиток большим ковшом, пробует сам, и если пиво годится, передает ковш по старшинству следующему мужчине, и так по кругу, по солнцу. Потом очередь доходит до женщин, и даже дети могут сделать по глотку, потому что этот ритуал — символ родства и единения.

В «Ипатьевской летописи» написано, что князь Владимир Красное Солнышко заключал мир с Волжской Булгарией именно на чувашском пиве. Конечно, проверить это нельзя, но вот на государственном гербе Чувашской Республики есть изображение хмеля и дубовых листков, потому что дуб — это тоже символ Чувашии, почитаемое предками дерево мира.

Надегустировавшись разного пива, я отправилась в «Ехрем Хуса», где в меню тоже оказалось пиво, и было оно еще лучше музейного. Потом я долго выбирала между говяжьим сердцем в горшке, кониной, запеченной с овощами, и котлетами из щуки. Увешанная серебром официантка Анна в красной юбке, расписном фартуке и белой вышиванке помогла мне с выбором, сообщив, что щуку выловили два часа назад. И правда, вкус щучьих котлет до сих пор ощущается на языке. Каждый раз в жизни должен их попробовать, чтоб понимать, что такое настоящие щучьи котлеты. Это совсем не те шарики, которые можно встретить в московском ресторане. «Ехрем Хуса» и оформлен в национальном колорите — скатерти с вышивкой, глиняные горшки, мощные деревянные столы. Еще говорят, что Чувашия — страна хлеба. Везде, где я покупала пирожки, они и правда оказывались вкусными, ведь главное у чувашей — хлеб, хмель, дуб, вышивка и серебро.

Бульвар Купца Ефремова, на котором находится «Ехрем Хуса», назван в честь мецената Прокопия Ефремовича Ефремова. Здесь установлен и памятник Остапу Бендеру, потому что он хотел задержаться в Чебоксарах, и арт-объект «Маленький принц», у которого постоянно воруют красную розу. Чебоксарцы обожают тут гулять. Я застала открытие выставки к годовщине почитаемого в городе начинавшего свою карьеру в Чебоксарах знаменитого глазного доктора Святослава Федорова. Например, первая в СССР операция по имплантации искусственного хрусталика была сделана им в 1960-м в чебоксарском филиале НИИ глазных болезней. Он поставил искусственный хрусталик 12-летней девочке Лене Петровой из чувашской деревни, которая с рождения страдала катарактой, и она стала видеть.

Бульвар Купца Ефремова

Кстати, по-чувашски город называется Шупашкар. По одной версии, это означает «поселение чуваш», а по другой, которая мне больше нравится, это старая рыбацкая деревня, которую основали рыбаки Шупаш и Кар. В городе, кстати, живут 59% чувашей и 32% русских. Отцом-основателем города считается Иван Грозный, по его велению в 1555-м построили крепость, которая помогала завоевывать, а потом и контролировать татар. Чуваши и марийцы в этих походах ему очень помогали.

При общении с усталыми женщинами, продающими сувениры на набережной Чебоксарского пруда, раскрылся секрет неуютности Чебоксар. Оказывается, когда строили местную ГЭС (она находится в городе-спутнике Новочебоксарске), весь исторический центр города с красивыми купеческими домиками, рынками, школами, церквями и соборами снесли, а частично он скрылся под водой. Собственно, пруд в центре города — это и есть город. Но самое печальное, что вода не добралась до нужной отметки, и уничтожение исторической части Чебоксар с памятниками архитектуры оказалось бессмысленным.

Чебоксарская ГЭС — пятая ступень Волжского каскада, которую начали строить в 1968 году, а запустили лишь в 1986-м, самая молодая гидроэлектростанция в стране, но официально она до сих пор не принята в эксплуатацию. Ее строительство считается незавершенным, потому что ГЭС работает на пониженной отметке водохранилища 63 метра (из-за этого у нее сильный износ оборудования), а проектная отметка — 68 метров. Но если довести воду до 68, сразу затопит еще несколько районов Нижегородской области. Вокруг неоднозначного вопроса до сих пор ведутся баталии — каждый из местных экоактивистов, журналистов, чиновников, инженеров и сотрудников водоохраны имеет особое мнение, что делать с ГЭС.

Несмотря на то что исторический центр затоплен, в городе сохранилась пара интересных монастырей — потому что находятся на холме. Например, мужской Троицкий, ухоженный и благостный. В небольшой церкви Толгской иконы Божией Матери (XVII век) есть абсолютно уникальная деревянная скульптура Николая Мирликийского (XVI век, Поволжье). Церковь всегда закрыта, для просмотра статуи святого Николая построили небольшую часовню и там поставили не особо точную его копию, зато с мечом в правой руке и собором в левой (у оригинального Николая меч, собор и риза были утеряны после революции, когда монастырь был разорен). Я долго объяснялась с охранником, он жаловался, что дополнительной охраны для такой ценности нет, люди разные ходят, могут и повредить. Поэтому пусть церковь стоит под замком, целее будет, а народ и у современного Николая свечи поставит, новая статуя даже красивее. Но если сообщить, что вы журналист из Москвы и пишете статью, то охранник неохотно пойдет к настоятелю, и по его любезному благословению вам откроют Толгскую церковь. Тогда можно будет постоять под древними сводами и посмотреть на оригинал добрейшего деревянного святого Николая без меча и собора, но в новодельной ризе. Фотографировать мне не разрешили, хотя в интернете фото есть.

Троицкий монастырь

Другой монастырь, где я оказалась, — женский Спасо-Преображенский на Владимирской горке. В 1555 году архиепископ Гурий, направленный Иваном Грозным в присоединенные земли, причалил туда с духовной миссией просвещения и распространения православия среди иноверцев. Место знаменито древним некрополем, там похоронены безымянные монахи и именно там построен семейный храм-усыпальница купца Прокопия Ефремова. Возглавляет монастырь бывший технолог литейного производства игуменья Сергия, и хозяйство монастыря образцово-показательное — огороды, скотина, пчелы, все есть. Там, кстати, я и услышала чувашскую речь, где много «щу» и «хр».

А потом я вспомнила про своего любимого композитора Алексея Айги, ведь его отец Геннадий Айги — известный чувашский поэт, творчество которого изучают в школах. Алексей меня и познакомил с Надеждой Сельверстровой — куратором самого громкого и уникального экспоната на экономическом форуме в Петербурге в июне 2022 года и директором Музея чувашской вышивки. В музее собрана уникальная коллекция одежды, вышитой в разных техниках, а техник вышивания в Чувашии столько, сколько звезд на небе. Даже существует азбука вышивания, где представлены все техники.

Первое, что здесь поражает, это карта Чувашии 1937 года, на ней все географические подробности вышиты гладью и крестиком — леса, горы, железные дороги, реки и названия населенных пунктов. Потом сотрудники музея сделали орнаментальную карту Чувашии, где каждая область вышила свой узор, и он что-то обозначает — родовой знак, оберег, руны, кеске — целый медитативный мир.

А потом глава республики Олег Николаев придумал сделать карту России в вышивке и поручил этот проект Надежде. Мастера вышивки всех российских республик, областей и регионов принялись за работу. Вышитая карта России (6 метров в длину и 3 метра в высоту) произвела фурор на экономическом форуме в Петербурге и стала его главным экспонатом. Каждая вышивка — история края в символах или каких-то знаковых местах, например бабр Иркутска, родовое дерево Якутии, вышивка на черном в Башкирии, белый вологодский стиль, кубанская парочка Краснодарского края, тверские петухи, лотос Калмыкии, в общем, разглядывать все эти детали, швы и техники можно бесконечно — у меня ушло часа четыре. Карта получилась настолько фантастическая, что все олигархи страны выстроились в очередь за ее покупкой. Но карта — национальное достояние, она выставлена в Национальном музее Республики Чувашия и занимает целый этаж вместе с выставкой панно — каждый край или республика сделали еще фрагменты и расшифровки в дополнение к карте.

Чебурек, Чебоксары, Чебурашка — некий загадочный городской мем, значение которого мне так никто и не объяснил. Но чебоксарцы и гости города повторяют его с хитрым видом словно мантру. Короче, в городе есть целый букет новых туристических точек — тру-памятник Чебурашке (надо тереть его уши, чтоб было счастье), памятник Ивану Грозному, гигантское колесо обозрения с роскошными видами на Волгу (кататься лучше на закате, местные хвастаются самым красивым заходящим солнцем на Волге), фонтаны на набережной, в которых можно купаться, музей трактора. Музей Василия Чапаева на самом деле музей Гражданской войны с тачанками и пулеметами, а здание совершенно безумное, построенное в виде краснокирпичного развернутого знамени, специально для музея.

Музей Василия Чапаева

Сам полководец родился в пригороде Чебоксар, деревне Будайка, и в городе есть дорогой ресторан «Чапаев». Можно встретить копию Эйфелевой башни, очень красивый сторожевой катер «Чебоксары», но если все эти туристические места на любителя, то отправиться на чудо-остров Свияжск стоит всем (120 км от Чебоксар, 65 км от Казани).

Подъезжая по длинной косе к острову, сразу попадаешь в другое измерение, в умиротворенное пространство маленького зеленого острова — монастыри, сады, воды Волги. История у места такая: возвращаясь из очередного неудачного похода на Казань, Иван Грозный обратил внимание на гору Круглая между реками Щука и Свияга (притоки Волги) и решил, что нужна крепость. Но враг рядом, как построить ее незаметно? Город построили в Угличе по последнему слову военной техники и весной сплавили по Волге. Вырубили лес, выкопали ямы, рвы и собрали город за месяц, привлекая чувашей, мордву и марийцев. Во владениях казанского хана выросла крепость с восемнадцатью башнями, семь из которых проездные, и строениями для размещения военных сил. Немного позже построили Троицкий собор и Рождественскую церковь. Это был 1551 год, а дальше — Казань взята. Сейчас Свияжск — это три монастыря, десяток милейших домиков местных жителей, рынок, несколько кафе и пара-тройка гостиниц, где никогда нет мест. Практически райский остров, только туристов слишком много. Но все равно гулять по нему — чистейшее наслаждение. А в древнем Успенском соборе (1556 год) сохранились фрески того времени и очень любопытный единственный прижизненный портрет царя Ивана Грозного. Находится он в алтаре, поэтому простым смертным на него не посмотреть, можно только загуглить.

«— Обращаем внимание на очень красиво расположенный город Чебоксары…
— Киса, он в самом деле красиво расположен?
— В настоящее время в Чебоксарах 7702 жителя.
— Киса! Давайте бросим погоню за брильянтами и увеличим население Чебоксар до семи тысяч семисот четырех человек. А?»

Я вот тоже была на грани того, чтоб увеличить население города Чебоксары, такой он зеленый и милый, несмотря ни на что.

Фото: shutterstock.com

Подписаться: