«Москвич за МКАДом»: в Козельск за духовной жизнью Оптиной пустыни и светящимся мхом
Пять отрезанных ушей с четырьмя крестами вписаны в красный четырехугольник. Я долго разглядывала герб, он встретился мне в геральдическом альбоме — богато изданной книге, которая пылилась в шкафу на даче у друзей. Чьи это уши, идеи не было, мысли потекли по направлению к вольным каменщикам, но где Козельск, а где масоны. Залезла в интернет: «В червленом поле пять обремененных черным греческим крестом серебряных фигурных тарча (те самые уши, которые я увидела), перемежаемых четырьмя золотыми греческими крестами. Щит увенчан золотой башенной короной о трех видимых зубцах с двумя обнаженными, скрещенными за короной мечами с серебряными клинками и золотыми рукоятями и ободом, усыпанным самоцветами». Звучит маняще, словом, я решила разобраться на месте. И отправилась в Козельск.
По дороге выяснила, что герб пришел из 1777 года, когда Екатерина II, большая любительница путешествий, направилась в сторону Козельска. И тут вспомнили про подвиг города в сражении с монголо-татарами в 1238-м. Конечно, в советское время такой герб похоронили за семью печатями, хотя про знаменитую битву помнили — в 1980-м сделали большую красивую диораму (художник — Никифор Ращектаев), посвященную этому событию. Но советский Козельск был далек от туристических маршрутов. Даже наоборот — власти старались, чтобы в город посторонние не заглядывали, там располагались секретные ракетные части.
К 2009 году ракетные войска потеряли всякую актуальность, а возрождение православия шло огромными темпами, Оптина пустынь опять расцвела и приобрела былое величие. Вспомнили про туристический потенциал и про великое сражение с монголо-татарами. Козельску тут же присвоили статус «Город воинской славы» (лучше поздно, чем никогда). В центре Козельска разместили симпатичное панно со славными страницами истории, главной, конечно, была битва с монголами. По свидетельству летописца, Козельск показал, что монгольская армия не такая уж и непобедимая. Хан Батый семь недель бился с козельцами (племя вятичей), и пока все они, включая детей, не погибли, город изрядно потрепанному войску взять не удалось. Батый прозвал Козельск «злым городом» и сжег его дотла. Штурм города был последним крупным сражением монгольской кампании 1237–1238 годов и последним этапом первого похода монголов на Русь.
Также в честь древних героев на главной площади города установлен каменный крест на каменном постаменте — это копия древнего Козельского креста, некогда стоявшего на братской могиле вятичей. Местная бабушка с живописными буклями пояснила мне, что крест в незапамятные времена притащили из языческого капища древних вятичей, и он, мол, ритуальный, козельцы говорят о нем с придыханием. Крест, правда, странный, на манер южного, грузинского, необычно видеть его в северной глуши. В общем, удачный городской объект.
Лет десять назад я уже была в Козельске и ходила по какой-то разрушенной унылой улице с рассыпающимися зданиями. Сейчас город не узнать. Центральная улица выглядит ухоженной, с церквями, магазинами и кафешками, правда, незамысловатыми, типа «шаверма» или «чай, кофе». Недалеко от собора Успения Пресвятой Богородицы (1824) разбили городской сквер с остатками деревянного кремля, фонтаном и роскошным видом на реку с бодрящим названием Жиздра, привлекающую любителей гребли на байдарках.
Рядом находится креативное кафе «Все в сад» — на стенах изображен Гоголь, салфетки с виньетками и мягкие диванчики. В меню — вишневый борщ и цезарь по-козельски с кальмаром. Я заказала салат «Архиерейский» (грибы, фасоль и облепиха) и уху купеческую с судаком, неожиданно вкусно. Но самое приятное, что латте на кокосовом молоке стоит ровно столько же, сколько латте на обычном — никаких несправедливых наценок за растительное молоко. Обрадовалась этой прогрессивной тенденции, ведь сегрегация растительного молока — недружелюбный маркетинговый ход, укоренившийся в московских кафе (а за ними и по всей стране).
В маленьком Козельске семь храмов и тайный монастырь, про который никто не знает — вывески нет, искала его минут тридцать. По легенде, это была женская Оптина пустынь. Сейчас три монахини (в возрасте 40, 65 и 73 лет) из руин хлебопекарной фабрики восстанавливают древний монастырь. Если хотите увидеть силу человеческого духа, вам сюда. Ориентир — желтая церковь Николая Чудотворца, а монастырь находится за ним, внизу через дорогу. Игуменья Анастасия, если будет не уставшая, проведет экскурсию и расскажет историю обители.*
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (1810) в стиле русского классицизма знаменит тем, что там во время Великой Отечественной войны проводились богослужения и служил исповедник Рафаил Шейченко (сейчас он причислен к лику святых). А в начале XIX века в сторожке храма жил молчальник Тит, который молчал сорок лет. Рядом — краеведческий музей, который находится в самом красивом и представительном здании Козельска, бывшей усадьбе Цыплакова.
Гвоздь программы музея — диорама, посвященная битве с монголами, она до сих пор производит впечатление. Там же археологические находки и тематические комплексы типа «Славянское поселение IX–X вв. — Чертово Городище» или «Вятический погребальный комплекс XII–XIII вв.». Город удобно расположен с точки зрения древнерусской военной стратегии — бесконечные овраги, речки и холмы, в этих оврагах вятичи и строили засеки. Царь Иоанн Грозный лично приезжал в Козельск для их инспекции. Засеки были специальным пограничным сооружением, в засечных лесах было запрещено рубить лес, охотиться и даже собирать грибы. Получается, в XVI веке козельские леса впервые в истории России стали государственным заказником. Этот режим продлился и при передаче лесов тульским оружейным заводам в XVIII веке. Все это можно узнать в Музее засеки (поселок Березичский Стеклозавод, ул. Сосновая, 3).
Музей находится на территории национального парка «Угра», с экотроп которого можно воочию увидеть сложнопересеченную местность. Никогда не подозревала, что, спилив деревья и просто расположив их в лесу в нужном порядке, можно сильно навредить многотысячной армии. Еще в «Угре» есть доледниковые реликтовые растения, например, в лесных пещерах растет уникальный эндемик — светящийся мох.
1146 год — первое упоминание города в летописи, но наверняка город появился гораздо раньше. Интересно, что в разное время он входил в состав Черниговского княжества и Литвы. С XVII века Козельск попадает под влияние Москвы, как и другие небольшие города в радиусе 500 км. Горожане того времени осваивали военное дело, охотились и делали глиняную посуду. Сегодня в городе половина жителей работают в монастыре Оптина пустынь, другая половина — военные. Козельск по-прежнему ракетный щит Подмосковья.
Туристический бренд «Золотое кольцо России», список которого изначально насчитывал восемь городов (Сергиев Посад, Ростов, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома, Иваново, Владимир, Суздаль), теперь постоянно пополняется новыми местами. Единого мнения, какие города сейчас входят в список Золотого кольца, не существует, поэтому каждая область на границе с Москвой считает себя Золотым кольцом. Например, от жителей Козельска я постоянно слышала, что город входит в Золотое кольцо. Я не нашла этому подтверждения в документах, но это не так и важно, главное, козельцев эта идея стимулирует развиваться.
Если у жителей города спросить, что интересного есть в Козельске, первое, что они назовут — парк «Вихляндия». Это козельский Диснейленд, не имеющий аналогов в России. Частный парк, где на большой территории на открытом воздухе выставлены десятки затейливых персонажей: мышка-осел, колобки с тремя глазами, жабо-велосипеды, свино-гномы, драконо-запорожцы и все в таком духе расставлены по аллеям. Народ среди них гуляет, удивляется и фотографирует. Скульптуры создал художник — местная знаменитость Владимир Колесников. Но самое интересное, что он сделал парк на собственном участке, где и живет. Его дом (разумеется, собственной конструкции) — что-то среднее между замками Гауди, избушкой Бабы Яги и военной башней — тоже представлен на суд зрителей. Кстати, несмотря на дорогой по местным меркам входной билет (600 рублей), в парке всегда полно людей, а в выходные не протолкнуться.
На окраине Козельска я обнаружила покосившийся домик. Вывеска гласила, что продаются 33 сотки земли вместе с облезлым домом. Бодрый голос по указанному номеру объявил, что цена участка — 35 млн рублей, и это не первоапрельская шутка. Продавец оправдывает цену близостью к самому знаменитому в России монастырю.
Ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь — флагман Русской православной церкви (возвращен ей в 1987-м). В храмах обители хранятся мощи канонизированных оптинских старцев, а история монастыря связана с именами важных русских писателей. Поток паломников и туристов туда неиссякаем.
История Оптиной пустыни начинается в XV веке, основателем считается разбойник Опта (русские былины его изображают в образе Соловья-разбойника), раскаявшийся и принявший монашество. В XIX веке Оптина пустынь стала известна благодаря расцвету в ее стенах старчества — это особая аскетическая практика, способствующая познанию Бога. Вся интеллектуальная элита русского общества — Жуковский, Леонтьев, Гоголь, Достоевский, Розанов, Толстой, поэт великий князь Константин Романов и Рахманинов — приезжала сюда. Оптинские старцы не только описаны в сочинениях русских писателей, но и сами организовали мощный по тем временам центр духовного книгоиздательства. В стенах монастыря обсуждались передовые философские теории и будущее России, Оптину называли сердцем русской духовности (сейчас это пытаются возродить). После выхода «Братьев Карамазовых» о легендарном оптинском старце Амвросии узнала читающая Россия — образ старца Зосимы списан с него.
Со старцем Амвросием много спорил Лев Толстой, потом с ним разругался и ушел в свободное плавание, а однажды так достал старца своим богоборчеством, что тот отлучил его от церкви. Сестра Толстого, матушка Мария, долго работала над возвращением брата в лоно церкви, но не успела привести его к покаянию. Сама Мария Толстая, подружившись со старцем Амвросием, ушла жить в монастырь, приняла постриг в Казанской Свято-Амвросиевской женской обители в Шамордино (в 5 км от Оптиной пустыни) и даже одно время была там настоятельницей. Монастырь, учрежденный в 1884 году по благословению старца, сразу полюбился княгиням и графиням за особую духовность и красивые виды. Действительно, виды на пойму реки Серёна потрясающи в любое время года, а краснокирпичные соборы в стиле русского модерна (спроектированы мастерской Шервуда, строителя Исторического музея в Москве) точно стоит увидеть. Тем более что из Оптиной можно дойти пешком.
В Оптиной пустыни до сих пор сохранилась какая-то особая атмосфера. Мощный мужской хор, обилие монахов и свечей делают любую каждодневную службу праздничной и возвышенной. Сегодня здесь живет старец Илия (Ноздрин), про которого ходит много легенд, с ним дружат поп-звезды, а патриарх Кирилл у него исповедуется.
В Оптину обязательно заезжают на пару часов разношерстные толпы паломников-экскурсантов, которые ураганом проносятся по церковным лавкам, скупая свечи и иконы. Есть медленно гуляющие от одного святого источника до другого степенные московские пенсионерки, есть ухоженные барышни в платочках от «Шанель» и с губами-уточками, простые сельские толстоватые пожилые паломницы и воины СВО в камуфляже. Худые юноши с одухотворенными лицами работают трудниками или сидят на скамейках с книгами в руках, минут на пятнадцать заезжают деловые мужчины в костюмах.
Можно заказать экскурсию — монах-экскурсовод расскажет всю историю монастыря, от дня основания до советской власти. Узнаете и про «красную Пасху» (история, когда на Пасху были убиты три монаха), и про разгул сатанистов в козельских лесах. Кстати, местные предупреждают, что в одиночку по лесу лучше не гулять — до сих пор нет-нет, да и забредет в Козельскую область какой-нибудь отщепенец с ножом в рукаве.
Кроме монастырей (их пять в округе) и лесов в Козельске существуют прекраснейшие образцы русской усадебной архитектуры, например усадьба князей Оболенских в Березичах, там, по преданию, бывал Пушкин и играл Рахманинов. А в селе Нижние Прыски сохранилась бывшая усадебная церковь имения Кашкиных, где кто только не гостил, даже великий князь Константин.
Конечно, просится какой-то специальный маршрут, соединяющий все города условного Золотого кольца специальной автомобильной дорогой, вдоль которой будут хипстерские рестораны, модные бензоколонки и любопытные артефакты, но ничего подобного пока нет даже в проекте. А жаль. Тем не менее доехать до Козельска из Москвы на машине можно вполне комфортно часа за четыре, что всем советую сделать, чтобы самим разобраться, бьется ли сердце духовной жизни России или нет.
Фото: Nick N A, pdeminhiker/shutterstock.com, Лариса Вишневская и Алексей Шаповалов (Стерх) / Фотобанк Лори
__________________________________
*К сожалению, игуменья Анастасия на момент публикации умерла.