На фестивале «Точка доступа» театр оккупировал библиотеки и электрички и даже пошел в лес
В Петербурге в седьмой раз проходит Международный летний фестиваль искусств «Точка доступа» — крупнейший в России форум сайт-специфического и иммерсивного театра.
Его участники осваивают локации, не имеющие ничего общего с традиционным театром: сады, парки, гаражи, музеи, библиотеки, лектории, гостиницы, и их постановки, сделанные специально для конкретного места (в этом и есть смысл термина «сайт-специфический»), как правило, можно увидеть только во время фестиваля.
В этому году в основную программу вошло 8 спектаклей, а в свободную — еще 15, отобранных из более чем 350 заявок, присланных на объявленный организаторами open call. Их действие разворачивается, в частности, в Михайловском саду, Екатерининском собрании на канале Грибоедова, в Никольских рядах на Крюковом канале, в Музее Арктики и Антарктики, бутик-отеле Wynwood и даже в лесу в Ленинградской области.
Среди хедлайнеров основной программы — «Симулятор школы» режиссера Петра Куркина, иммерсивный спектакль в помещении Общества «Знание» на Литейном, возвращающий зрителей в детство, и «Бенефис Розы Хайруллиной», заявленный в анонсе как «деконструкция медийного тела актрисы в реальном времени»: готовясь к финальным показам на Новой сцене Александринки, она в течение шести дней проведет серию перформансов в фойе театра. А документальный спектакль «Билет в кино» рассказывает истории «невидимых» женщин «Ленфильма» — швей, закройщиц, монтажеров, декораторов. Параллельно там же, на «Ленфильме», проходит ретроспектива снятых на киностудии фильмов женщин-режиссеров Динары Асановой, Киры Муратовой и Ирины Евтеевой.
В чем особенности фестиваля сайт-специфического театра?
Сайт-специфический театр предполагает особое значение локации, которая сама становится медиумом, сама становится персонажем, и в идеале, как это происходит, например, в спектакле «Билет в кино», в диалоге находятся создатели и пространство, которое само наделено особыми смыслами. Но поскольку фестиваль проходит в седьмой раз и многие пространства уже освоены — был спектакль на корабле, в гараже, на пустыре, в музее, в парке, на вокзале, — то в этот раз мы, создавая основную программу, отталкивались не столько от мест и их способности продуцировать смыслы, сколько от режиссеров, с которыми нам хотелось поработать.
Можете назвать кого-то из этих режиссеров?
Например, Петр Куркин, который сделал спектакль «Симулятор школы». Художница Арина Слободяник создала в помещении Общества «Знание» несколько пространств — в одном из них 15 зрителей знакомятся со своими «клонами», 15 перформерами, а потом попадают на урок и на перемену. Это иммерсивный спектакль — его участники то и дело обращаются к зрителям за советом, например, спрашивают: «Открыть секрет или не открыть?» Другая особенность спектакля в том, что он никогда не повторяется — каждый раз это немного другая история, и вместе они складываются в такой своеобразный сериал.
Еще одно имя — из тех, с кем нам хотелось поработать, — Илья Мощицкий, он сделал для нас спектакль «Бегуны». Он начинается в телеграм-канале в 10 утра, там поступает контент для тех, кто подключается к этому чату, а затем зрители садятся на электричку в семь вечера, уезжают из города, выходят на станции, куда-то бредут, и там тоже есть перформеры, правда, бессловесные, есть музыкант, который играет на барабане, — всех подробностей мне раскрывать не хотелось бы, но постепенно пульс жителя мегаполиса начинает синхронизироваться с жизнью природы, скажем так.
У всех спектаклей фестиваля есть онлайн-версии. Что дает сайт-специфическому театру такой формат?
В прошлом году из-за пандемии фестиваль целиком прошел онлайн, и мы исследовали возможности цифровых платформ и пытались понять, является ли вообще то, что мы смотрим, театром. И пришли к выводу, что да, это театр, потому что это не работает в записи и это нельзя поставить на паузу. По сути, онлайн-театр — это новый сайт-специфик, ведь то, что возможно онлайн, невозможно офлайн, и наоборот: цифровой театр взаимодействует со зрителем абсолютно иначе, используя возможности разных платформ и мессенджеров. Поэтому в этом году у всех спектаклей есть онлайн-версии, но они не дублируют офлайн: это не записи постановок и не трансляции в реальном времени, а отдельный самостоятельный продукт.
Расскажите, пожалуйста, немного о спектакле «Билет в кино». Как появилась идея сделать проект, посвященный женщинам «Ленфильма»?
Инициатором «Билета в кино» стали «Ленфильм» и кинокритик Константин Шавловский, и с самого начала было решено предложить этот проект группе «Вокруг да около». Это четыре художницы: Лейла Алиева, Дарья Бреслер, Женя Л. Збань и Влада Миловская. До этого они уже делали два спектакля для нашего фестиваля, и один из них, «Спектакль в коробочке», был номинирован на «Золотую маску».
В этот раз они взяли множество интервью у женщин, которые работают на «Ленфильме» и чей труд мы часто не замечаем: костюмеров, монтажеров, гримеров — в спектакле их называют невидимками. Эта история начинается у входа на студию, зрители плутают по коридорам, заходят во двор, в подвалы «Ленфильма», где их встречают сделанные художницами мерцающие объекты, попадают в просмотровый зал, где им показывают видеоконтент, связанный с работой женщин-невидимок, слушают их истории в исполнении перформеров. В общем, это такое удивительное путешествие по изнанке киностудии, по «Ленфильму», который мы не знаем, и главная его цель — рассказать об этих женщинах, без которых, на самом деле, кино не может существовать, сделать их видимыми.
Фестиваль продлится до 26 июля.
Фото: предоставлены пресс-службой фестиваля «Точка доступа»