Редакция Москвич Mag

На Петровке откроется самая большая ретроспектива художников Комара и Меламида

1 мин. на чтение

Ее организует Московский музей современного искусства, а кураторами стали Иосиф Бакштейн и Андрей Ерофеев.

Их дуэт появился в 1972 году, в самый разгар застоя, а распался в 2003-м, когда от советского строя, казалось, уже точно не осталось и следа. Они были самыми, вероятно, успешными и понятными художниками; на примере их произведений можно объяснять школьникам, что такое постмодернизм в изобразительном искусстве: бегущая строка на Мавзолее, автопортрет художников в виде пионеров, как будто забытых в пионерской комнате вместе с бюстом Сталина и пыльными знаменами, да и многие другие их произведения могли бы войти в школьную хрестоматию по современному искусству, настолько они читаемы и понятны.

Впрочем, сами они придумали для основанного ими направления другое название — соц-арт. Подобно тому как поп-арт на Западе своими произведениями реагировал на перепроизводство рекламы, соц-арт Виталия Комара и Александра Меламида откликался на перепроизводство идеологии в СССР; так о себе говорили сами художники. И откликался жестко и иронично, свободно жонглируя советскими и соцреалистическими символами. Вмести с ними в основанном ими жанре творили такие ныне признанные художники, как Эрик Булатов, Леонид Соков, Гриша Брускин, Дмитрий Пригов и многие другие.

Московский музей современного искусства подготовил ретроспективу творчества дуэта, которая станет самой большой их выставкой в истории. Она откроется в ММСИ 23 марта и разместится в залах музея на Петровке. Ее кураторами станут звезды, вполне сомасштабные художникам — комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн и куратор знаменитой выставки «Запретное искусство» Андрей Ерофеев.

Экспозиция в ММСИ охватит весь период совместного творчества дуэта. Среди прочих здесь можно будет увидеть знаменитые работы «Не болтай», «Двойной автопортрет в виде Ленина и Сталина», «Пачка сигарет „Лайка“» и другие. Ключевым элементом экспозиции на Петровке будет воссоздание их знаменитой выставки «Монументальная пропаганда» 1992 года, в которой они придумывали новое назначение наследию советского монументального искусства — работа «Мавзолей» с бегущей строкой как раз оттуда.

Иллюстрация: В. Комар, А. Меламид. Дружба народов (№107). 1974. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, предоставлена пресс-службой ММСИ 

Подписаться: