, 2 мин. на чтение

На площади трех вокзалов ради МЦД собираются снести дореволюционный путепровод Щусева

Новые центральные диаметры — это очень удобно, но зачем же архитектуру ломать?

Можем поспорить, вы даже не замечаете этого путепровода, когда выходите с Ярославского, Ленинградского или Казанского, к которому он примыкает. Он настолько вписан в ансамбль площади трех вокзалов, что выглядит так, будто был здесь всегда, будто бы подчеркивая своей неоклассической формой тоталитарный ампир гостиницы «Ленинградская» (ныне Hilton Moscow Leningradskaya). Но если отель — памятник сталинской эпохи, то путепровод — одна из единичных построек великого архитектора Алексея Щусева. Судя по тем документам, которые оказались у градозащитников из «Архнадзора», путепровод в результате варварской реконструкции может просто исчезнуть, а то, что появится на его месте, закроет вид на «Ленинградскую».

А. В. Щусев. Второй вариант эскизного проекта Каланчевского путепровода в русском стиле. Фрагменты фасада. 1912 г.

Каким же образом? А очень просто. По путепроводу проходит так называемая Алексеевская железнодорожная ветка, заложенная еще в XIX веке, сейчас она служит для соединения трех веток — Белорусской, Рижской и Курской. Она должна стать частью второго Московского центрального диаметра. МЦД — это очень хорошо, но в рамках их реконструкции путепровод могут разобрать — для того, чтобы уложить здесь дополнительную пару путей. Кроме того, здесь в перспективе должна пройти высокоскоростная магистраль — и одного путепровода на это точно не хватит.

 «К сожалению, пока проектирование ведется как бы “в чистом поле”, то есть практически без учета сложившейся градостроительной ситуации в этом весьма историческом районе Москвы, насыщенном как статусными памятниками, так и ценными объектами, пока не получившими охранный статус», — пишут представители «Архнадзора». Судя по информации этой организации, все необходимые экспертизы новый проект прошел и все необходимые подписи собраны. «На площадь придет унылая бетонная эстакада в духе лужковского Третьего транспортного кольца или какой-то внеочередной “западно-восточной хорды”, так любимой нынешними московскими властями», — делятся информацией градозащитники. По их словам, «вся площадь будет перекрываться одной эстакадой, которую кое-где будут перебивать совсем другие склоны — пролеты путепроводов над автомобильными проездами, выполненными в духе эстакад Московского центрального кольца, взметнувшимися в небо бетонными дугами, видимыми с большого расстояния».

Никто не спорит, что город должен меняться, и особенно элементы его инфраструктуры. Москвичи уже научились смотреть сквозь пальцы на постоянную смену бордюров и асфальтового покрытия. Но когда речь заходит об элементах, которые стали элементами московской городской самоидентификации, может, стоит быть как-то поактивнее?

Фото: render