В центре, обычно в уютных старинных особняках, одно за другим открываются новые пространства, где сразу и отель, и кафе, и галерея, и магазин, и кинозал. Первым был «Рихтер» на Пятницкой еще в мае 2018-го — ровно три года назад.
Теперь культурных пространств в Москве много. Мы поговорили с основателями «Дома Культур», WIP, Creative Diaspora и «Фавора» о том, кому интересно посещать такие места и прибыльное ли это дело.
— Культурные пространства стали популярны по нескольким причинам. Во-первых, у москвичей не так много свободного времени, и когда оно появляется, люди хотят и отдохнуть, и поесть, и получить эстетическое удовольствие. Во-вторых, это новый опыт общения, так как культурные пространства за счет их многогранности притягивают самых разных гостей. И, наконец, это что-то новое, свежая волна. А горожане, как известно, любят посещать новые места.
Команда, которая запускала проект — это арт-директор Настя Кондратьева, пиар-директор Зоя Калинина, учредители Петр Рабчевский, Наташа Стрижакова, Михаил Сенькевич, актер Никита Кукушкин с женой, актрисой Анной Назаровой, и я. Все мы долго думали, чего же не хватает нашему городу, куда бы мы ходили сами и где бы с удовольствием проводили время. Задача изначально звучала как «создание знакового места», не просто кафе или клуба, а синтеза все самого интересного и актуального, что происходит в городе.
«Дом Культур» отличается от всех остальных заведений именно тем, чем отличаются люди друг от друга — культурой. Просто еда, просто гастрономия, просто бар не реализуют потребности людей. Поэтому культурный подтекст, который раскрывается и через еду, и через бар, и через мероприятия, — наш секретный ингредиент.
Запрос на подобное место висел в воздухе — после открытия мы получили большой поток гостей, многие из которых с нами до сих пор. Мы не можем сегментировать публику единым описанием, это разные люди — среди них и бизнесмены, и креативные специалисты, которых объединяет запрос на вкусную еду и напитки, приятную атмосферу, интересный культурный подтекст (наши бранчи, дранчи [бранч плюс дринк] и выставки).
Основной поток гостей притягивает ресторан. Мы не государственный ДК, поэтому не можем позволить себе быть неприбыльным бизнесом. Многие процессы подчинены заработку, при этом мы всегда стараемся делать в первую очередь классный продукт — будь то напитки в баре, блюда в меню или мероприятия в программе.
— Идея культурного пространства утилитарная, она выросла из простого желания «не ходить далеко». Можно встретиться с любимым автором, тут же выпить кофе, купить книгу, выбрать подарок другу, поработать (у нас есть коворкинг), просто отдохнуть, снять помещение для праздника, организовать фотосессию и так далее — можно фантазировать. В общем, все что душе угодно. Сейчас время — главный ресурс.
Если команда пространства может придумать и реализовать актуальную культурную программу, мыслит гибко и креативно, заботится об удобстве посетителей во всех смыслах, то все сложится. Например, у нас нет проблем с оперативной организацией оригинального кейтеринга, а культурную повестку организует команда издательства «Никея» (в «Фаворе» монобрендовый магазин издательства).
Нам хотелось быть чем-то большим, чем просто книжный или просто кафе. Нам важны смыслы и нужна площадка для их трансляции. И мы рады, что наше пространство не только про форму (а у нас очень уютно), но и про содержание. Мы собираем вокруг себя много классных людей. Посетив нас однажды, многие навсегда остаются нашими друзьями. Сначала вы приходите выпить кофе, а потом выступаете как спикер на одном из мероприятий. И такое бывает.
В первую очередь все это нужно и интересно нам самим. Утренние посетители приходят к нам за завтраком и витамином Д — у нас очень солнечно по утрам. В дневное время посетители приходят поработать, назначают деловые или дружеские встречи. Вечером почти всегда бывают мероприятия: презентации книг, образовательные курсы, концерты, лекции, съемки, праздники.
«Фавор» открылся в октябре 2020-го, то есть сравнительно недавно и в самый пик второй волны карантина. Карантин, конечно, корректирует наши планы, мы надеемся выйти в плюс до конца этого года. Трафик в основном генерируем за счет мероприятий и постоянных покупателей издательства «Никея», главная ближайшая цель — организовать поток органического трафика с улицы. Наш заработок — это продажи книг, платные мероприятия, субаренда, кафе и кейтеринг.
— Культурное пространство подразумевает мультиформатность — когда ты можешь в одном месте занять себя почти чем угодно. В WIP спектр мероприятий от импровизационных джазовых вечеров до детского клуба пинг-понга (в перспективе — шахматного). Вся суть в том, что людям нравится, когда это не просто место, где можно поесть, но и посмотреть искусство, послушать музыку, посмотреть фильм или спектакль.
Этому городу нужно место, в котором люди могут выразить себя. Нам самим нужен был дом, в котором мы могли бы реализовывать идеи. И мы приглашаем тех, кто творит, играет музыку, создает что-то.
Наша аудитория — как из книжки «Голубой океан», абсолютно неисчерпаема: к нам приходят и пожилые пары посмотреть кино или искусство, и дети с родителями, можно и всей семьей с собачкой.
Мы занимаемся этим полгода, так что пока о прибыли разговора нет, но в целом как только все, что мы задумали, заработает в правильном режиме, мы начнем получать прибыль.
В данный момент основную выручку нам делают бар и кухня.
Надеюсь, что в скором времени мы все вместе сделаем так, что люди начнут дарить друг другу искусство и будут покупать его (желательно у нас!).
Сейчас мы начали выпускать мерч: нашивки, зажигалки, в скором времени планируем открыть небольшой магазин.
Иногда мы зарабатываем на аренде, когда сдаем второй этаж под закрытые мероприятия. Но на открытых творческих мероприятиях мы не берем денег за аренду и отдаем вход артистам или промоутерам.
— Creative Diaspora — это союз креативных людей и место для творческих коммуникаций, где посетители могут реализовать свой потенциал, провести досуг и приобщиться к искусству.
Мы формируем культуру, художественный вкус, занимаемся просвещением, помогаем артисту/художнику найти своего зрителя.
Судя по отклику, который мы видим за месяц нашего существования, это необходимо большому количеству жителей мегаполиса. Мы все чувствуем себя песчинками в этом огромном муравейнике, ощущение объединения, понимание, что тебя слышат, просто необходимо для того, чтобы создавать и творить.
Зачем мы открыли Creative Diaspora? Мы хотим создать такой проект, где каждый найдет себе место. В городе много крутых, красивых, модных мест, но вот когда мой друг-иностранец попросил назвать любимое и дать ему нетуристическую рекомендацию, я смогла назвать лишь одно, и это был лес детства. Лишь это место у меня ассоциировалось с полным счастьем и максимальным комфортом. Природа вызывает всегда такие ощущения у людей, а почему мы не можем? Сами для себя. Вот мы и пробуем. Я искренне верю, что мы можем сформировать культуру общения и взаимодействия и именно это породит развитие творчества.
Я не знаю, на чем зарабатывают культурные пространства. Ощущение, что это сейчас почти невозможно. У нас «культурное пространство» — это ядро проекта, но вокруг есть защищающие его оболочки, как, например, кафе, которое сохраняет целостность ядра.
Вообще я думаю, что культурные пространства стали популярны, потому что сейчас это максимально про людей, про обмен знаниями и вдохновением. Это тот же самый Pinterest или Instagram, только офлайн, ведь, как бы мы ни были зависимы от технологий, в нас все равно сидит сильное стремление к социализации. Ведь что может быть ближе, чем другой человек?
Фото: facebook.com/domkulturmoscow/, facebook.com/creative.diaspora, facebook.com/favorplace.ru, facebook.com/wip.moscow