Редакция Москвич Mag

Нейро-шоу-бизнес: как нейросети создают обложки музыкальных альбомов

6 мин. на чтение

В наше время сделать оригинальный продукт, который зацепил бы аудиторию и позволил ворваться на музыкальный олимп (или хотя бы в обойму халифов на час), становится все сложнее. Сказываются многие факторы. Тут и дикая конкуренция, ведь число музыкантов на теле человечества давно зашкаливает. И догма о том, что «все уже сыграно и спето до нас», сломавшая далеко не одну пару крыльев. И попытки музыкальных сервисов поставить творческий поток под контроль и управлять трендами. Как независимому музыканту заставить слушателя обратить на себя внимание? Вспомнить о том, что первое впечатление — самое сильное. И начать с обложки.

Назад в прошлое

Beatles «Abbey Road»

К концу 1960-х в коллективе номер один уже ощутимо похолодало, отношения стали натянутыми. Обложка знаменитого альбома Abbey Road рождалась трудно. Глубокой или хотя бы красивой идеи не было. Пришлось оглядываться по сторонам в поисках зацепки. Один из технарей в студии курил сигареты Everest: пачка была красивая, на ней изображались высокие горы. Музыкантам понравилось, решили альбом так и оформить и без долгих раздумий назвать его Everest. По понятным причинам использовать чужое изображение было нельзя, поэтому оставалось лететь в Непал на самолете, чтобы провести фотосессию на фоне Эвереста. Лететь в Непал ради обложки? Нет, сказали продюсеры. Да, пожалуй, это чересчур, согласились музыканты. Everest отменился. Тогда Пол Маккартни предложил просто выйти на улицу и сфотографироваться. Набросал эскиз, все устало согласились. В результате пришлось договариваться с полицией, перекрывать улицу и ругаться с недовольными водителями. Обложка альбома Abbey Road стала культовой только благодаря знаменитым на весь мир музыкантам. Согласитесь, на альбом малоизвестной группы с таким оформлением вряд ли обратили бы внимание.

Nirvana «Nevermind»

История создания, пожалуй, самой знаковой обложки мировой рок-сцены началась с того, что Курт Кобейн и Дэйв Грол смотрели документалку о родах в воде. Мы не знаем, зачем. Но друзья настолько вдохновились, что решили для оформления альбома засунуть реального младенца в бассейн. Курт добавил, что хорошо бы, чтобы младенец преследовал какую-то цель, а не просто плавал (тем более тонул). Так появилась идея с рыболовным крючком, на который сначала собирались прицепить то ли компакт-диск, то ли кусок мяса. По-настоящему блестящий вариант с долларовой купюрой, сразу же наполняющий фотографию смыслом, родился позже. Трудности начались сразу же: в стоках подобного фото было не найти, а что-то похожее стоило очень дорого — 7,5 тыс. долларов. Оставалось окунать реальных младенцев. Было перепробовано несколько из них, сделано около 60 фотографий — идеально подошла лишь одна. Младенец был симпатичный, охотился за купюрой искренне. Однако спустя 30 лет после выхода Nevermind Спенсер Элден (тот самый бывший младенец с обложки) подал в суд на участников Nirvana и связанные с ними компании. Спенсер вдруг осознал, что его беззащитное голое тело все это время нагло эксплуатировали. И потребовал 150 тыс. долларов с каждого, чтобы компенсировать неизлечимую детскую травму. В удовлетворении иска суд Спенсеру отказал, но не факт, что это конец истории.

David Bowie «Aladdin Sane»

Наверное, это один из самых узнаваемых альбомов в истории, в обложке которого зашифрован глубокий и драматический подтекст. Молния на лице Дэвида Боуи символизирует болезненный раскол в душе музыканта: восхождение к вершинам нередко сопровождается звездной болезнью и настоящей волной соблазнов, которые человеку трудно преодолеть — нелегкое испытание. Сам музыкант в интервью с горечью называл себя помешанным актером. Есть и другая версия: трагическая маска на лице Дэвида — дань сопереживания его брату Терри, страдавшему шизофренией (спустя 12 лет тот покончит с собой). Фотосессию для обложки Aladdin Sane в своей лондонской студии провел статусный фотограф Брайан Даффи, до этого снимавший известных моделей и актеров. Не знаем, в какую сумму это обошлось, но культовая обложка Aladdin Sane измеряется скорей не в деньгах, а в глубине психологической травмы Дэвида Боуи.

«Кино» «Звезда по имени Солнце»

Судьба этого культового альбома была трудной. Сначала он вышел на кассетах и бобинах, страна заслушивалась голосом Цоя именно в таком виде. Чего только не случалось в истории «Звезды… ». И переименование в последний момент — изначально альбом должен был называться «Пачка сигарет», согласно центральному на тот момент хиту группы, но Цой записал трек «Звезда по имени Солнце» и передумал. И кража демоверсии альбома у аранжировщика, барабанщика и бэк-вокалиста «Кино» Георгия Гурьянова. И разборки с лейблами. Именно из-за последних альбом несколько лет подряд фактически не существовал официально, его можно было купить лишь в пиратском виде. И только в 1993 году альбом наконец-то выпустили на лейбле General Records. Тогда же появилась и обложка многострадальной «Звезды… ».

Наше время

В новом тысячелетии многое изменилось — в наш мир пришли нейросети, которые существенно облегчили жизнь многим, от спецов по машинному обучению до художников. Музыканты также попали в число тех, кто использует растущие возможности нейросетей в полной мере. Например, обложка альбома. Чтобы создать что-то стоящее, больше не нужно терпеть творческие муки и конфликты в коллективе, нанимать дорогостоящих художников и фотографов, бесконечно допиливать дизайн и ругаться с продюсерами. Главное — внимательно следить за трендами.

Так и поступили молодые исполнители из Екатеринбурга ТРАВМА, SKIDRI и DVRKLXGHT. Музыканты сделали ремикс известного хита 2008 года «Плохая девочка», с которым когда-то выступала группа «Винтаж», сняли короткое видео, в котором переделали припев, и выложили в сеть. Когда ролик локально завирусился, пользователи бросились делать ремейки. Исполнительница оригинальной песни Анна Плетнева узнала об этом, послушала трек и разрешила молодым музыкантам выложить полную версию на стриминговые площадки, если ремейков наберется больше 30 тысяч. Нужное количество собралось за несколько дней.

Для релиза ребятам нужна была эффектная обложка, они решили обратиться за помощью к нейросетям. Использовали образ Анны Плетневой — загрузили свой запрос нейросети в приложении «Шедеврум» и на выходе получили персонажа аниме: яркую, стильную и сексуальную девушку. В сочетании с фонк-музыкой вышел очень удачный коктейль. Трек залетел на первые строчки музыкальных чартов и за первые три дня набрал несколько миллионов прослушиваний. Бинго!

Как это делается?

Нейросеть: обучается на картинках, разложенных на цифровые шумы, которые затем добавляются пошагово в набор шумов. В результате каждая из множества картинок представляет собой набор точек, а все вместе — огромный каталог. Пользуясь этим каталогом, нейросеть собирает абсолютно новые изображения.

Пользователь: просто отправляет в нейросеть запрос, состоящий из нескольких ключевых слов, все остальное делают алгоритмы.

Эксперимент

Наша редакция решила протестировать нейросеть в приложении «Шедеврум». Мы взяли обложки знаменитых альбомов, о которых шла речь выше. Описали изображения своими словами, отправили в приложение  — и вот что получилось.

Abbey Road

Именно так «Шедеврум» представляет себе The Beatles. Не как обычных пешеходов, гуськом идущих по зебре, а как стильных парней, королей музыки, которые оседлали дорогу. Но все равно попадают в ногу, как в оригинале. Все получилось, как и хотел Пол Маккартни, из шести фото выбравший именно то, где Джон, Джордж, Ринго и он сам делают ногами «ножницы». Только лучше. По этой дороге больше не поедут раздраженные таксисты, теперь это трасса для рок-н-ролла.

Nevermind

Почему ягненок, спросите вы. Не все знают, что изначально Курт и его друзья не собирались для обложки альбома окунать в бассейн именно младенцев. Идея была в том, что массовый потребитель накинется на что угодно, лишь бы так поступили и остальные тоже. Высмеивалась игра брендов на стадном чувстве обывателя. Поэтому альбом вообще-то так и должен был называться — «Овцы» (Sheep). Мы решили спросить «Шедеврум», как выглядела бы обложка Nevermind, если бы Кобейн, Грол и Новоселич оставили первоначальное название. Нейросеть не промахнулась.

Aladdin Sane

А нейросеточка хороша! Посмотрите в глаза Дэвида Боуи — так «Шедеврум» видит шизофрению: достаточно чуть развести зрачки в стороны — и вот уже перед нами не совсем здоровый человек. Другой символ раздвоения — молния на лбу — тоже на месте. Макияж и звездная пыль также присутствуют. В отличие от оригинала здесь появился сам космос, а не просто человек оттуда. Зачет.

«Звезда по имени Солнце»

Зная творчество «Кино», кто-то скажет: попсово. А мы ответим: не попсово, а удачный маркетинг, особенно учитывая современные тренды. Ну и «Шедеврум» прибавил символизма: последний прижизненный альбом Цоя — и вот на его сгенерированной нейросетью обложке музыкант от нас уходит. Прямиком к звезде по имени Солнце. Мы не говорили нейросети, что Виктора больше нет, она сама догадалась. Круто же?

Moscow Calling

И бонусом, так как «Москвич Mag» московское издание, а мы любим наш город, мы решили добавить что-нибудь о Москве. Остановились на обложке культового альбома Moscow Calling российской группы «Парк Горького» (помните такую?). Тут у «Шедеврума» обнаружилось чувство юмора: нейросетка решила потроллить редакцию и выдала буквально calling (то есть «звонит»). Так толсто, что даже тонко, как говорят в соцсетях. Что ж, креативно, отдадим должное.

Фото: открытые источники, Яндекс «Шедеврум»

Подписаться: