, 3 мин. на чтение

Новая станция «Митьково» решительно отличается от всего, что строили для МЦК и МЦД раньше

На действующей вот уже почти год линии МЦД-3 открылась станция «Митьково». Казалось бы, рядовое для современной Москвы событие в очередной раз ставит вопросы о взаимодействии старого и нового в городе.

Про «Митьково» в пресс-релизах пишут, что станция построена в стиле лофт. У Стройкомплекса Москвы устроено так: если в отделке использован кирпич, значит, это стиль лофт, если нержавейка — значит, хайтек. В чем пресс-релизы правы, так это в том, что образ «Митьково» решительно отличается от всего, что было построено для МЦК и МЦД до этого.

Когда грузовую Окружную железную дорогу переформатировали в МЦК, для обозначения новых станций в городе нужен был сильный архитектурный образ, который был предложен Тимуром Башкаевым. Это были футуристические структуры, чем-то напоминающие океанские лайнеры, с большими площадями остекления и облицованные белоснежными панелями. Коробка — вход со скошенным стеклянным порталом-входом, конкорс — терминал над путями, мощные диагонали лестниц, ведущие на платформы. Станции МЦК, открывшиеся в 2016 году, стали стандартом, по их образу и подобию на протяжении многих лет строится большинство станций МЦД.

С улицы «Митьково» выглядит так: с левой стороны — подпорная стенка, здесь железная дорога идет выше уровня по насыпи. Справа на некотором отступлении от нее стоит краснокирпичное здание — параллелепипед со скатной крышей. Вернее, не целое здание, а ровно его половина, будто бы его другую половину отрезали. Что-то подобное можно, например, увидеть на Новом Арбате, здесь здания частично сносили при прокладке магистрали. Пространство между стенкой и краснокирпичным зданием накрыто асимметричной скатной крышей, фасад остеклен, внутри устроен атриум. Справа в нем в краснокирпичной стене прорезаны окошки касс, левая стена облицована стеклянными панелями — здесь устроены проходы к платформе, куда можно подняться по лестнице, на лифте или по эскалатору. То есть выглядит так — взяли остатки промышленного краснокирпичного здания, привели его в божеский вид, почистили кирпич, реконструировали и приспособили под станцию. На самом деле это построенная с нуля станция, но оригинально играющая с кирпичной темой.

В этой истории есть два измерения. Первое — локальное, образ Сокольников во многом определяется именно краснокирпичной архитектурой конца XIX — начала XX века. Это и пожарная каланча прямо напротив метро, и многочисленные корпуса больниц и трамвайных депо. Из кирпича не просто строили эти важные для города объекты, а создавали целые образы, например в готическом или русском стиле, при этом много внимания уделяя деталям. Совсем недавно свой реверанс кирпичной теме сделали архитекторы бюро «Мегабудка» — клинкерный кирпич стал основным материалом благоустройства Сокольнической площади. Станция «Митьково», конечно, создана современным языком — фасад, идущий складками-уступами, огромное окно на боковом фасаде. Запоминающаяся деталь, объединяющая внутреннее и внешнее пространства — вертикально положенные кирпичи, эти «пупырышки» делают фасад объемным. Хорош и портал, обрамляющий блок касс.

Второе измерение — кирпич наряду с бетоном и деревом — материал, многие годы остающийся в тренде. В Москве он десятилетиями не использовался в создании образа транспортных объектов. Бетон был (например, «Терехово»), дерево — тоже (на станциях канатной дороги между «Лужниками» и «Воробьевыми горами»), а кирпич — нет.

Но все бы ничего, если бы новая станция вокзала не была построена на месте снесенного здания бывшего Сокольнического пивзавода, напоминавшего замок. Это любопытное разноэтажное здание было построено из кирпича в 1911 году. Расширить железную дорогу и построить здесь станцию без сноса было нельзя. Я прямо слышу голос архитектора, обычно они в этих ситуациях говорят: «Когда мы пришли на участок, уже все было снесено, мы хотели сделать что-то хорошее». Я не упоминаю имя архитектора или бюро по простой причине: мне его не удалось найти, так часто бывает с объектами железной дороги, их по-прежнему в значительной мере проектируют ведомственные конторы.

Тыльную часть другого исторического здания — дома Брычева (ошибочно более известного как дом экспедиции Калинкинского медо-пивоваренного товарищества) снесли для организации прохода от «Митьково» к Русаковской улице. Дом примечателен так называемой сергиевопосадской резьбой на наличниках. Несмотря на статус объекта культурного наследия, дом фактически заброшен и разрушается. Грозят сносы и домам в прилегающем квартале. Такими темпами в этом уголке города самой исторической постройкой станет станция «Митьково».

Фото: stroi.mos.ru