Можно сказать, что у торговых центров дела обстоят едва ли лучше, чем у баров и клубов.
Вот что рассказывает директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева: «Мы наблюдаем переломное время для бизнес-моделей. Отмечается уровень вакансий в новых ТЦ до 40%». Зрелище печальное, да и прогнозы на ближайшее будущее, признаться, тоже оставляют желать лучшего. «Если ситуация с пандемией будет продолжаться, то уровень вакансии будет подрастать», — подытоживают статистику в агентстве.
А ведь не так давно мы писали о резко опустевших на полгода первых этажах домов и центральных улицах. В Knight Frank уточняют, что на Арбате, например, число освободившихся помещений уже достигло 16%, а на Мясницкой свободным стало каждое четвертое помещение. Здесь прогнозы тоже не лучше: выход на докризисный уровень на основных торговых улицах Москвы эксперты ожидают не ранее середины 2021 года.
В целом по нашим временам удивительным кажется даже то, что торговые центры в принципе продолжают открываться. Так, Хакбердиева уточняет, что всего в этом году открылось девять объектов общей площадью 249,3 тыс. кв. м (четыре из них — районные ТЦ).
К слову, активность международных брендов тем временем тоже продолжает снижаться. За десять месяцев на рынок России в общей сложности вышло всего 12 новых брендов (среди них — Boss Woman, Adidas Terrex, & Other Stories от H&M и некоторые другие). Для сравнения: за аналогичный период 2019 года их насчитали аж 26.
Фото: shutterstock.com