«Новый мрамор»: из чего создают свои шедевры современные художники
Искусство XXI века — арена столкновения двух миров: созданного природой и сконструированного человеком. Если раньше художники черпали вдохновение и материал из окружающей среды, то сегодня все чаще обращаются к продуктам индустриальной эпохи. Пластик — материал, рожденный цивилизацией — становится для многих «новым мрамором»: универсальным, доступным и многозначным.
Для некоторых художников выбор синтетики — не просто удобство, но и концептуальный жест. Они сознательно отказываются от «естественных» материалов, чтобы подчеркнуть сдвиг реальности: наш мир уже давно не природный. Так рождаются мощные художественные высказывания.
Полиэра: что искусство нашего времени расскажет о нас потомкам
Итальянская группа Cracking Art создает из переработанного пластика гигантские скульптуры животных, которые появляются в самых разных уголках мира. Эти работы — не просто визуальные доминанты. С одной стороны, они невероятно технологичны, с другой — напоминают о необходимости формировать культуру осознанного потребления.
Схожим путем идет российская арт-группа Recycle Group. Инсталляции ее участников из синтетических материалов исследуют взаимодействие человека не просто с современным миром, но с цифровым пространством — трансформацию реальности под давлением технологий. У Recycle Group пластик выполняет не только функциональную роль, но и становится метафорой эфемерного, гибкого, вездесущего. Их работы поднимают вопрос: если окружающий мир уже цифровой, то что останется материальным?
Искусство из пластика: московские примеры
Музей Бурганова на Арбате
Где: Большой Афанасьевский переулок, д. 15, стр. 9
Александр Бурганов — известный московский скульптор. Его музей-усадьба на Арбате наполнена работами в стиле сюрреализма. Классический подход автора к скульптуре сочетается с выбором в пользу современных материалов.
Скульптура «Язык жестов» на Бауманской
Где: ул. Красносельская, д. 35/2, во дворе дома KleinHouse
Три полимерные руки, говорящие на языке жестов. В этой скульптуре считывается ставшее характерным для последних десятилетий стремление к простоте и минимализму. При этом интерпретация арт-объекта всегда в глазах смотрящего.
Парк Малевича в Одинцово
Где: Одинцовский г. о., Рублевский проезд
В арт-парке, созданном при поддержке Третьяковской галереи, представлена экспозиция современного искусства «При чем тут Малевич?». Авторы объектов — всемирно известные художники, классики неофициального искусства 1960−1970-х годов, а также представители арт-сцены следующих поколений, уже получившие международное признание.
Парк — полноценная художественная среда, не ограниченная пределами замкнутого пространства и воображения. Это особый мир, появившийся в результате слияния природы, достояния русского авангарда и гибкости использованных синтетических материалов.
Композиция «Частное солнце» Леонида Тишкова — отсылка к Рене Магритту. Она создана из оргстекла, ПВХ, металла, природного камня и светодиодов. А капроновая паутина инсталляции «Вертикаль — горизонталь» классика советского контемпорари-арта Франциско Инфанте-Араны и его супруги Нонны Горюновой символизирует сложные и тонкие связи между природой и человеком.
Кинопарк «Москино»
Где: Троицкий административный округ, Краснопахорский район, улица Лиозновой, квартал №107
Когда смотришь историческое кино, невольно ловишь себя на мысли: «А где это снимали?» Оказывается, многие локаций были построены из пенопласта и пластика, которые стали незаменимы для кино. До появления повсеместной графики именно эти материалы позволяли быстро воссоздавать масштабные архитектурные фрагменты — с нужной фактурой, цветом, объемом. Причем достигалось такое качество, что грань между декорацией и реальностью стиралась.
На этой идее основан парк декораций «Москино» — более 20 павильонов и уличных пространств, большинство из которых выполнено из пенопласта. Здесь можно увидеть и улицы Берлина, и Москву 1940-х.
«Зеркальная Луна» Леонида Тишкова
Где: Шелепихинская набережная, рядом с причалом для речного транспорта «Синичка»
Известный российский проект, побывавший на выставках по всему миру. Акриловый светящийся шар Леонида Тишкова — не небесное тело, а спутник, который можно забрать с собой. Материалы, использованные для создания этой скульптуры, позволили сделать конструкцию более легкой и мобильной. Работа художника — не декор, а высказывание, у которого могут быть разные смыслы в зависимости от контекста. Неизвестно, какие чувства и ассоциации она вызовет, оказавшись в новой среде. Каждый раз это может быть новый опыт и новые выводы.
С появлением новых материалов художникам стало проще самовыражаться в искусстве. Но есть и обратная сторона. В наше время активного потребления доступ к пластику стал массовым и быстрым. Из-за этого реализовать задумки стало проще, а зрители порой не обращают внимания на произведения искусства. Но авторам, о которых мы рассказали выше, все же удается раскрывать современное искусство по-новому.
Фото: Виктория Нарбутовская, shutterstock.com, jsfashionista.com, richardtaittinger.com, кадры из сериала «ГДР»