Легендарный московской район Марьина Роща, который раскинулся по обе стороны Сущевского вала, вплоть до XVIII века действительно был частью огромного лесного массива. Одна из версий происхождения названия гласит, что Марья — атаманша банды разбойников, которая скрывалась в этих лесах.
Рощи в Марьиной Роще давно нет, а вот концентрация будоражащих воображение легенд, роковых романов и разбойничьих баек, а также литературных, архитектурных и музыкальных и других культурных историй в этих местах повышенная.
Сегодня самый простой способ попасть в район — приехать сюда на метро. Но такая роскошь появилась совсем недавно — станции «Марьина Роща» и «Достоевская» — типичные московские долгострои. Задумана ветка была еще в 1980-х годах, но открылись станции лишь в 2010 году. И стали последним «лужковским» приветом. Это яркие представители ушедшего ныне метростиля, главная черта которого — тематическое оформление. Станция «Марьина Роща» оформлена мозаичными панно, изображающими пейзанские пейзажи владений графов Шереметевых — по ним можно составить представление, как выглядел район в свой золотой период.
Совсем иное настроение вас ждет, если начать путешествие по району со станции «Достоевская» — про нее в народе шутят «переход на маниакально-депрессивную линию». Оформление действительно нервное, но, говорят, изначально задумка была еще жестче — ходят слухи, что в том числе и потому станцию не могли открыть так долго. Тем не менее именно отсюда и стоит начать свое знакомство с Марьиной Рощей.
Разумеется, имя Достоевского тут не просто так — именно здесь, в районе Божедомки (сейчас улица, естественно, Достоевского), во флигеле Мариинской больницы родился будущий писатель. В 1821 году его отец Михаил Достоевский получил должность лекаря в отделении «приходящих больных женского пола». Сейчас здесь работает музей, который буквально в ноябре, к 200-летию писателя, открылся после большого ремонта, стал мультимедийным и по-современному интерактивным. На третьем этаже, например, появилась инсталляция Михаила Шемякина «Наваждение Раскольникова»: здесь можно увидеть фигуры героев романа или заглянуть в комнату старухи-процентщицы.
У больницы установлен (точное, перенесен с Цветного бульвара) памятник Ф. М. Достоевскому, над которым скульптор Сергей Меркулов начал работать еще в 1910 году. Позировал же ему, изображая Федора Михайловича, сам Александр Вертинский. Согласно легенде, после установки памятника на нем появилась меловая надпись: «Достоевскому — от благодарных бесов».
История же самой Божедомки вполне в достоевском духе, где низкое и высокое идут рука об руку. В 1803 году императрица Мария Федоровна, посвятившая себя после смерти мужа благотворительности, выкупила земли под больницу для бедных, и постепенно этот район стал заселяться разнообразными благотворительными учреждениями.
Рядом с больницей — Александровский женский институт (ул. Достоевского, дом 4), где учились девицы недворянских сословий: основанием для зачисления в институт могли служить трудные обстоятельства, сиротство, тяжелое материальное положение семьи.
Оба здания построены архитектором Иваном Жилярди, швейцарцем, которого рекомендовали Шереметеву как достойного и надежного мастера, в России он строил в основном благотворительные заведения. В настоящее время здесь размещается Институт фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний.
Недалеко от Божедомки, на площади Борьбы, стоит памятник Веничке Ерофееву — именно отсюда он начал свое путешествие в Петушки. Одной рукой он держится за табличку с надписью «Москва», а другой прижимает к себе чемоданчик с гостинцами для сына. На гранитном постаменте можно прочитать: «… Нельзя доверять мнению человека, который еще не успел похмелиться!» Рядом — девушка с косой, на ее постаменте надпись: «В Петушках… жасмин не отцветает и птичье пение не молкнет». Сначала Веничка стоял на Курском вокзале, а его рыжеволосая возлюбленная, как и положено по сюжету, — в Петушках. Но в 2000 году они соединились в Марьиной Роще.
Место это совершенно четко определено в самом начале поэмы «Москва — Петушки»: «… я, как только вышел на Савеловском, выпил для начала стакан зубровки… потом — на Каляевской — другой стакан, только уже не зубровки, а кориандровой».
Улица Октябрьская, куда можно ненадолго заглянуть, до 1936 года носила название Александровской, в честь вышеупомянутого женского института, и к началу ХХ века была застроена крепкими доходными домами из красного кирпича, что придавало ей немосковский вид. Несколько из них сохранились и сейчас. В одном из таких домов (под номером 5) в 1988 году поселился первый в России частный семейный театр «Тень». Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская не только познакомили москвичей с великими произведениями Лиликанского Королевского Большого Академического Народного Театра драмы, оперы и балета, но невероятно украсили и обогатили культурное пространство столицы.
Еще один сохранившийся дом 1901 года — под номером 26. Когда-то здесь располагалась бесплатная библиотека-читальня Московского столичного попечительства о народной трезвости, а после — знаменитый на всю округу винный магазин. Привет, Веничка.
По Институтскому переулку можно выйти на улицу Образцова — не многие москвичи знают, что названа она не в честь кукольника Сергея, а в честь его отца — выдающегося инженера, академика Владимира Николаевича Образцова, который жил на этой улице, тогда Бахметьевской, в четырехэтажном доме в стиле конструктивизма под номером 12 и преподавал в расположенном здесь же Московском институте инженеров железнодорожного транспорта.
Величественное главное здание МИИТ возведено по проекту Иеронима Китнера, одного из главных архитекторов Санкт-Петербурга (вот откуда абсолютно питерский стиль), в 1898 году для Московского инженерного училища ведомства путей сообщения.
Немного в стороне, по адресу Новосущевский переулок, дом 6, располагается Клуб МИИТ (или РУТ, как он сейчас называется). Здание было достроено в 1937 году, но проектировалось гораздо раньше — в 1920-х. Поэтому его лаконичный авангардный стиль дополнился сочным ампиром: сдержанный экстерьер контрастирует с пышным, в золоте и лепнине, интерьером.
Далее на улице Образцова в доме под номером 19а располагается знаменитый Бахметьевский гараж — уникальное сооружение архитектора Константина Мельникова с конструкциями металлических перекрытий, разработанных инженером Владимиром Шуховым. Построено в 1928 году для стоянки и ремонта автобусов (в двадцатых годах для первых московских автопарков в Великобритании были закуплены 28-местные автобусы «Лейланд»). В этом памятнике архитектурного авангарда в 2008 году был открыт Центр современной культуры «Гараж», а нынче здесь располагается «Еврейский музей и центр толерантности». Вообще, эта территория отдана еврейской общине, поэтому за кошерной едой — магазинами и ресторанами — следует ехать в Марьину Рощу.
Как выглядела Марьина Роща в послевоенные годы, запечтатлел выдающийся режиссер-аниматор Юрий Норштейн. Его родной старый московский двор в тончайших деталях изображен в «лучшем фильме всех времен и народов» — «Сказка сказок». «Марьина Роща — моя родина, и без нее я был бы никто!» — говорит Юрий Борисович. Деревянный оштукатуренный дом XIX века, где находилась комната в коммуналке и где жила семья Норштейна, располагался по нынешнему 6-му проезду Марьиной Рощи. Режиссер вспоминал, что мама его очень боялась, что он свяжется со шпаной. И действительно, шпаны здесь было немало.
В сознании советского человека за Марьиной Рощей накрепко закрепился имидж бандитской «малины» после фильма «Место встречи изменить нельзя». Однажды на 4-м Стрелецком проезде появилось граффити — Глеб Жеглов и Володя Шарапов, рядом с ними верный «Фердинанд», трамвай и черная кошка. Самое интересное, что появилось это граффити по просьбе администрации района. Но после печально известного постановления правительства Москвы №877 от 16 июля 2019 года его закрасили (как не соответствующее новым правилам и не популяризирующее выдающихся личностей, исторические события, науку, спорт и искусство).
В 30–40-е годы ХХ века Марьина Роща становится промышленным придатком города — здесь работают крупные предприятия: заводы «Борец», «Станколит», «Калибр», МКТС (комбинат твердых сплавов) и так далее. Сейчас огромные заводские и складские территории застроили жилыми комплексами и мегамоллами. Например, гигантский «Станколит» превратился в одноименный бизнес-парк с торговым центром, где всегда не очень много людей, и приятным фудкортом, который хвалят за разнообразие кухни (от абхазской до вьетнамской) и либеральные цены (ул. Складочная, 1, cтр. 1).
Когда-то Сущевский, то есть Камер-Коллежский, Вал, который был проведен в 1742 году от деревни Марьино как таможенная граница Москвы, был излюбленным местом народных гуляний, сюда приезжали на променад и Пушкин, и Гоголь, и весь бомонд во главе с князем Долгоруким. Сейчас же это одна из ключевых магистралей города, которая разделяет район на две части. Бесконечные проезды и улицы имени Марьиной Рощи путают всех «понаехавших», но местные знают правило: проезды идут перпендикулярно Шереметьевской улице, а улицы — параллельно, а по отношению к Сущевскому Валу — наоборот.
В позапрошлом веке здесь были увеселительные прогулки и аттракционы, остались очаги безудержного веселья и сейчас. Это бывший кинотеатр «Гавана», который в 2011 году президент России лично передал КВН в честь 50-летия клуба.
И, конечно, легендарный «Сатирикон». В 1982 году великий Аркадий Райкин и его театр переехали из Ленинграда в Москву и получили здание бывшего кинотеатра «Таджикистан». Уже довольно давно (с 2015 года) театр закрыт на реконструкцию, зато рядом работает Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина, состоящий из торгово-развлекательного комплекса «Райкин Плаза» и Высшей школы сценических искусств.
Та зеленая, почти дачная Марьина Роща, которую мы видели у Норштейна, закончилась в 1960-х годах, когда на месте деревянных домов началось высотное строительство, к Олимпиаде-80 район был полностью модернизирован.
Чтобы Марьина Роща с ее богатой историей и харизмой оставалась привлекательным для активных молодых людей районом, нужны неординарные архитектурные идеи.
Жилой комплекс Mod, который строится на 4-й улице Марьиной Рощи, рядом с «Райкин Плаза» — проект архитектурного бюро Kleinewelt Architekten для девелопера MR Group. Кстати, само название комплекса образовано от слова «модернизм», а корпуса названы в честь выдающихся представителей течения — Томаса Манна, Альбера Камю, Айн Рэнд, Гертруды Стайн и Теодора Драйзера (которого, кстати, называли американским Достоевским, так что все неслучайно).
По задумке архитекторов, здесь должны воплотиться контрастные решения: минимализм и сложность пластичных фасадов, высота и уют малоэтажной застройки. Одной из основных задач было сохранение комфортного масштаба и понятных человеку пространств при довольно больших объемах проекта.
На сегодня ЖК премиум-класса Mod обещает стать доминантой района Марьина Роща. Комплекс состоит из двух клубных 9-этажных домов и трех небоскребов в 44–55 этажей.
Из панорамных окон небоскребов с фасадами из натурального камня — материала, который надолго сохранит свою современность, открываются виды на всю Москву: на исторический центр, ВДНХ, на утопающие в зелени дворики Марьиной Рощи.
А внутри комплекса — свой микромир, с парящим мостом и водоемом, деревьями, дворами и развитой инфраструктурой для жителей комплекса. Здесь также появятся новые городские общественные пространства — площадь с фонтаном и арт-объектами, рестораны, магазины, образовательный центр, спа-зона, супермаркеты, фитнес-центр и даже джаз-гостиная.
В устройстве этого микромира задействованы все пространства и поверхности комплекса. На кровле стилобата будет разбит второй уровень приватного сада. Уютный, камерный с ландшафтными кулуарами и альковами. Здесь можно спокойно посидеть с книжкой и просто отдохнуть. Для любителей йоги — идеальное место для тренировок. Предусмотрена и особая клубная зона — место, где можно собрать друзей на вечеринку.
Внутренняя архитектура Mod так же интересна, как и внешняя. В каждой из башен парадные, светлые, высокие фойе, что редкость для таких проектов. В их дизайне использован принцип контрастных акцентов: яркие каменные глыбы — стойки ресепшн на фоне монохромных стен. Красота не отменяет функциональности. Лобби Mod устроены так, чтобы было удобно резидентам и их гостям. Есть комфортные места для ожидания, читальные зоны с кофе-поинтами, гостевые санузлы, колясочные комнаты. Даже лапомойки для собак.
Про парящий мост в центре двора тоже стоит рассказать отдельно. Он место и для прогулок, и для отдыха, и уникальная смотровая площадка. А еще и красивый архитектурный объект, без которого визуальная картина всего комплекса казалась бы незавершенной.
Уникальное расположение района делает возможным устроить рядом с домом и повседневную жизнь, и насыщенный отдых на любой вкус. Например, чтобы доехать до Центрального рынка за покупками или в ТЦ «Цветной» или ЦУМ, нужно максимум 10–15 минут. Примерно столько же потребуется, чтобы попасть в самый «звездный» мишленовский ресторан Москвы — Twins Garden, что на Страстном бульваре, который в гиде не только отметили двумя звездами, но и дали «Зеленую звезду» — за экологичность. «Пробка» — один из лучших итальянских ресторанов в Москве, «Рыба моя», где можно съесть лобстера, утром выловленного в Арабских Эмиратах, модный «Горыныч» — все это буквально «по прямой».
Прямо на границе Марьиной Рощи находится Центральный академический театр Российской Армии, который обладает самой большой в Европе сценой и выглядит совершенно фантастически — в форме пятиконечной звезды. Буквально в пешей доступности Театр кукол им. Сергея Образцова и Волшебный детский театр зверей им. Дурова, рукой подать до Цирка на Цветном Бульваре, театра «Школа современной пьесы».
Для детей в районе — раздолье: здесь и Центральный музей Вооруженных сил, один из крупнейших военно-исторических музеев мира. И конечно, Музей железнодорожного транспорта на Рижском вокзале, где можно увидеть настоящие паровозы, электровозы и вагоны разных эпох и назначения.
А для активного отдыха, прогулок и спорта вокруг Марьиной Рощи расположены уникальные московские зеленые зоны: в пешей доступности Фестивальный и Екатерининский парки, а буквально в 5–10 минутах езды — Останкино, Сокольники, Ботанический сад и, конечно, ВДНХ, где и природа, и развлечения, и история, и спорт.
Фото: glokaya_kuzdra/Фотобанк Лори, Александр Курлович/Фотобанк Лори mos.ru, dostoevskiyfm.ru, wikipedia.org, Denis Esakov/archdaily.com, mymiit.ru, dkmiit.ru, toms-art.ru, shutterstock.com, пресс-слежба MR-Group, видео: пресс-слежба MR-Group