От современности легендарную «Арт Москву» теперь отделяет пропасть
В «Гостином дворе» открылась художественная ярмарка «Арт Москва». К 20-му выпуску у нее окончательно пропала приставка о «современном искусстве», и теперь она еще больше напоминает среднестатистический европейский смотр, правда, пока далеко не столичный.
Еще днем 18 апреля, за день до официального открытия и накануне вечернего VIP-превью, по выстроенному в атриуме ярмарочному городку вихрем пронесся Николай Басков. По такому заблаговременному появлению певца — вероятно, в роли первооткрывателя неведомых шедевров — можно понять, что от современности легендарную «Арт Москву», буквально взрывавшую ЦДХ с конца 1990-х ярким провокационным искусством и перформансами, теперь отделяет пропасть. Его коллега по шоу-бизнесу Андрей Малахов, также предпочитающий быть первым и прочесывающий ярмарку современного искусства Cosmoscow раньше всех, на нынешнем открытии даже не появился.
Действительно, современность на нынешнем смотре задвинута на галерку, а в партере работают старожилы антиквариата из Москвы и Санкт-Петербурга. Этим, и не только, ярмарка напоминает скорее Российский антикварный салон, который те же организаторы проводят поздней осенью в этом же месте. Отсюда и пул гостей, валом валивший на открытие, и светские хедлайнеры во главе с певицей Жасмин, стилистом Владом Лисовцом и двумя Эвелинами — артисткой Бледанс и телеведущей Хромченко.
Впрочем, о новой концепции ярмарки организаторы помышляли давно. «Арт Москва» в своей изначальной ипостаси закрылась еще в 2013-м. Пять лет спустя ее пытались реанимировать в московском Манеже под новым названием Russian Art & Antique Fair и как раз с новым видением, скрестив в одном пространстве все и сразу — и поскрипывающих антикваров, и задорных дилеров современного искусства, и томных ювелиров, и редких торговцев дизайном. Спустя два выпуска и этот смотр прекратил существование, а идею всеядности начали обкатывать на антикварном салоне уже в «Гостином дворе». Последним все-таки решили не ограничиваться, да и повод с юбилеем оказался вполне подходящим для возрождения известного бренда «Арт Москва».
За эти годы тренировок по выведению нового для московской арт-сцены формата организаторы, стоит отметить, значительно выросли. Сегодня в «Гостином дворе» уже нет ощущения балагана или блошиного рынка, присутствовавшего раньше на салонах. Сложное пространство атриума вполне элегантно застроено. В ярмарочном городке чувствуется стройность, есть строгие галерейные корнеры с фасадами в неоклассическом духе. Если что и подводит сегодня внешний лоск выставленного искусства, так это вкус самих дилеров и их готовность потратиться на оформление своего стенда. В случае с современным искусством белые стены и отсутствие потолка не становятся проблемой — уже и в России привыкли к белым галерейным кубам. Но старые мастера, антикварная мебель и декоративно-прикладное искусство явно требуют другой подачи. Натыкаясь то тут, то там на незабвенные советские шкафы-витрины из нержавейки и стекла, прибывшие сюда из памятного ЦДХ, возникает не то что ощущение дежавю, а чувство подделки на дешевом прилавке. И не важно, что выставлено в этих витринах — севрский фарфор, китайская резьба по кости, французское стекло или серебряная посуда фирмы Фаберже. Маркетинговая аксиома о дорогом товаре в дорогой упаковке и тут должна применяться в полной мере.
К счастью, любителей продавать без вложений становится все меньше и все больше галеристов уделяют интерьеру не меньше внимания, чем выставленным объектам. В центральной входной зоне ярмарки целую квартиру любителя искусства выстроил петербургский антиквар Михаил Суслов, открывший в прошлом году свой московский филиал тут же на входе в «Гостиный двор». Для музейной подсветки картин он соорудил потолок, затемняющий пространства от солнечных лучей из-под стеклянной крыши атриума, и декорировал «комнаты» антикварной мебелью и бронзой. Среди хитов стенда — круглый французский сервант эпохи ар-деко (15 тыс. евро) и крупное полотно Айвазовского с видом горы Ай-Петри, участвовавшее в прижизненной выставке художника и вошедшее в каталог (950 тыс. долларов).
Элегантно выглядят и стенды петербургской «Империи» с умиротворяющей «Дорогой во ржи» Михаила Клодта (45 тыс. евро) и почти прозрачным пейзажем Ивана Похитонова «На побережье Ла-Панн» (35 тыс. евро), московского «Коллекцiонеръ Клуба» с томной жницей Константина Маковского, Vladey Modern — нового детища Владимира Овчаренко по торговле классическим искусством. Свой эклектичный взгляд на современное коллекционирование выставила галерея Инны Хегай: в экспозиции вполне гармонично соседствуют экспрессивный пейзаж Мориса де Вламинка (150 тыс. долларов), эскизы советских монументалистов и масштабные полотна Юрия Купера (от 30 тыс. долларов). А галерея «Веллум» совместила натюрморт Владимира Вейсберга (70 тыс. евро) и маски-рожи Олега Целкова (по 75 тыс. евро) с коврами работы современных художников из ателье Atelier Choutko. «Арт Москва» образца 2023 года оказалась консервативной и буржуазной, что для двадцатилетия все же рановато.
Фото: предоставлены пресс-службой «Арт Москвы»