Открывшийся в конце 2023-го павильон «Атом» на ВДНХ, безусловно, самое интересное общественное здание, построенное в Москве не только в прошлом году, но и, возможно, за несколько лет. Это настоящая современная архитектура — технологичная и драматичная, при этом созданная с уважением к окружающей застройке.
«Атом» — одно из немногих сооружений, построенных по результатам конкурсов, которые активно проводились в Москве лет пять-десять назад. Конкурсов было много, а реализаций — совсем немного, зато какие: парк «Зарядье» и несколько станций метро, а это точно одни из самых посещаемых объектов современной архитектуры. И вот спустя почти десять лет после конкурса павильон «Атом» построен на ВДНХ по проекту UNK project, почти не отличающемуся от конкурсного, что уже само по себе удивительно.
UNK project во главе с архитектором Юлием Борисовым за последние годы отметилось в Москве несколькими зданиями — новым старым Дворцом водных видов спорта, в котором была переосмыслена его историческая архитектура, и построенными с нуля Дворцом самбо и Дворцом бокса в Лужниках. На другом полюсе — бизнес-центры «Земельный» и «Академик», выводящие представления о современной офисной архитектуре на новый уровень.
Для «Атома» — выставочного пространства госкорпорации «Росатом», посвященного, соответственно, атомной энергии, в UNK project предложили не прямолинейный образ, а метафоричный. Павильон одновременно про простое и сложное, видимое и невидимое, явное и неуловимое. Вообще к «Атому» слово «павильон» — а это устоявшееся название любого здания на ВДНХ — не очень подходит. Это гигантское здание, наполненное сложными технологическими решениями. Но технологии здесь использованы не ради технологий (такое тоже бывает), а каждая их составляющая работает на образ.
Вот, например, стеклянные стены. Это самые высокие цельные стекла в России, они работают одновременно в двух плоскостях — открывают вид на внутреннее пространство павильона и оригинально решают проблему фасада в этом сложном месте. Здание спроектировано не просто с оглядкой, но с уважением к окружающему контексту. «Атом» расположен в одной из ключевых точек ВДНХ, на углу Главной аллеи и площади Промышленности. С одной стороны буквально в нескольких метрах павильон «Беларусь», с другой — площадь с павильоном «Космос» и ракетой. Какой здесь сделать фасад, чтобы здание было, с одной стороны, заметным, а с другой — не противоречило окружению? Боковые фасады сделали из металлопрофиля нейтрального светлого оттенка, и высота здания резко повышается от Главной аллеи. Ну а что делать с двумя другими фасадами? Решение оказалось простым — лишить здание фасадов в традиционном понимании, сделать их полностью стеклянными.
Но главное, что стеклянные стены открывают еще и вид на внутреннее пространство, которое, по словам Юлия Борисова, хотели превратить в городскую площадь. Это еще одно технологическое чудо. Его главный и по сути единственный элемент — консоль, стена, которая из одного угла перерастает в потолок и накрывает пространство. Длина консоли достигает 53 метров.
Многие посетители думают, что это видное с улицы пространство и есть весь павильон «Атом», но это лишь фойе. Получилось здание-иллюзия, здание-аттракцион, как и полагается быть зданию на ВДНХ. Павильон гораздо больше и выше, чем кажется. Сразу после белоснежного ослепляющего фойе посетители попадают в черное многосветное пространство под кодовым названием «Диагональ». Из него — вход на постоянную экспозицию, временные выставки и в конференц-залы. Чтобы все вместить, здание заглубили вниз на три этажа, фундамент уходит под землю на 26 метров. Так «Атом» получился самым глубоким зданием на ВДНХ. А чтобы сделать эксплуатируемую кровлю, инженерные системы, которые обычно размещает на крыше, спрятали внутри здания.
«Атом» не просто отличное здание, это и возвращение большой современной архитектуры на ВДНХ. Как и у московского метро, у ВДНХ есть определенный бэкграунд, над ними довлеют нарядность, парадность, декоративность. За послесталинское время и там, и там было построено немало, но ассоциацию «ВДНХ — дворцовая архитектура» ничем не перебить.
Но каждая эпоха оставляла на ВДНХ свой след, среди зданий были и проходные постройки, и ставшие символами своего времени. Это, например, «Монреальский павильон» архитектора Михаила Посохина, изначально стоявший на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году. Или два бруталистских павильона 1980-х — «Советские профсоюзы» Владимира Кубасова (он автор МХАТ им. Горького на Тверском бульваре) и «Товары народного потребления» Игоря Виноградского (его самое известное здание — «РИА Новости» на Зубовском бульваре). К сожалению, павильон Виноградского несколько лет назад был снесен. За последние 30 лет на ВДНХ появилось несколько значимых сооружений, но все это, скажем так, была архитектура коммерческая, лишенная какого-либо авторского начала. «Атом», конечно, самое яркое архитектурное высказывание на ВДНХ за все постсоветское время, ставящее его в один ряд с павильонами Посохина, Кубасова и Виноградского.
Фото: Илья Иванов/UNK