, 8 мин. на чтение

Петербуржцы (в который уже раз) переезжают в Москву

, 8 мин. на чтение
Петербуржцы (в который уже раз) переезжают в Москву

Жители Москвы и Петербурга часто меняются друг с другом местами. Москвичи едут поближе к северному морю, эрмитажным котам и похмелью на улице Рубинштейна. Петербуржцы же любят заскочить в Москву: за гонками на выживание в метро и дикими ценами.

Но, как говорится в одном посвященном Петербургу видео, «мы к вам на выходные, а вы к нам на всю жизнь». И это во всех смыслах замечательно. Ведь в Москву переезжают не только люди, но и заведения, в том числе ради которых мы раньше покупали билеты на «Сапсан».

Светлана Коваленко узнала, как питерские бары, рестораны и магазины выходили на московский рынок после успеха в родном городе, и поговорила с их владельцами об особенностях переезда.

Big Wine Freaks

Big Wine Freaks открылись в Санкт-Петербурге в 2014 году как секретный бар для винных ценителей и энтузиастов. Несмотря на камерность и ореол тайны, а скорее всего благодаря им слава о заведении быстро разлетелась не только по Северной столице.

Артем Цхакая

совладелец Big Wine Freaks

У нас было понимание, что надо выходить в Москву: все наши бизнесы, и виноторговый (у владельцев также есть виноторговая компания Real Authentic Wine, которая привела тренды натуральных и биодинамических вин на российских рынок. — «Москвич Mag»), и ресторанный (на счету владельцев BeefZavod, Max’s Beef for Money, бары «На Вина!» и винотеки Tre Bicchieri. — «Москвич Mag»), всегда были между двумя городами. Нам было необходимо место с особенной, исторической атмосферой — она играет ключевую роль во всех наших проектах, особенно во «Фриках». И нашли мы его почти случайно — когда в голове сложилась картинка, что именно нужно.

Открытие проекта в целом прошло куда легче, чем в Петербурге. Строительство, проектирование, квалификация и качество персонала, даже качество продуктов — в итоге все было как-то лучше. Плюс у нас здесь уже была команда, ответственная в том числе за продвижение, и известность бренда: многие хотели работать у нас, другие ждали, когда же Big Wine Freaks наконец откроются в Москве.

В Петербурге в целом куда более узкий рынок, и когда мы открывали «Фриков» там в 2014-м, мест с аналогичным способом проведения времени попросту не было. Приходилось заявлять о себе по-всякому. Но когда гости узнали — других мест уже не искали, остались у нас.

Если говорить про вино — на базовые, недорогие позиции цены в московских «Фриках» выше процентов на 10–15, ну это естественно. По еде — процентов на 15–20 выше. Конкуренция больше, рынок шире, возможностей давать более качественный продукт за чуть большие деньги — пруд пруди.

Как сказал наш друг, ресторатор Арам Мнацаканов, в Москве каждый день в ресторане сотня новых гостей, а в Петербурге сто гостей на все рестораны вообще. В Москве у нас разные гости, и аудитория по объему выше в пять, а то и в десять раз.

У Петербурга, как у любого города, своя атмосфера, и транслировать ее в другой город нельзя. Сказать, что мы открыли петербургский проект в Москве? Нет, мы так совсем не считаем. «Фрики» на Большой Никитской существуют за счет своей атмосферы, концепции (и относительно петербургской она претерпела изменения), сильной гастрономической составляющей, особенных вин и особенной музыки. В Москве получился проект для Москвы, и мы этому очень рады.

«Счастье»

В 2008 году в Санкт-Петербурге открылся первый ресторан будущей сети «Счастье». Изначально концепция заключалась в том, что счастье — одно, найти его можно только на улице Рубинштейна. И судя по количеству людей в заведениях на этой известной улице — многие действительно так считают.

В 2011 году «Счастье» настигло Москву. Первый ресторан открылся на Покровке. Оформление, как и в Питере, получилось очень прямолинейным: много света, белый цвет, ангелы и всяческие завитушки — концентрация счастья в чистом виде. Кухня позиционировалась как простая и домашняя, а в меню оставили режущее московский слух слово «греча».

В 2012 году в Камергерском переулке открылась первая кондитерская сети. Ее лицом стал Лоран Морено — шеф-кондитер, выписанный из Франции, который придумал специально для «Счастья» больше ста десертов. В меню были как классические позиции — сливочный чизкейк и тирамису, так и, например, ананасовое пирожное с карри или мусс из лосося с био-панна коттой и свекольным желе.

В конце 2012 года «Счастья» в Москве стало еще больше — открылся бар-ресторан «Счастье на Крыше» недалеко от метро «Тверская». Сейчас это единственное заведение сети в Москве, предыдущие два закрылись из-за высокой арендной платы.

«Счастье на Крыше» выглядит повзрослевшим по сравнению с предыдущими ресторанами. Общая идея осталась неизменной, но интерьер вышел на другой уровень: светлое дерево, благородные оттенки синего и голубого, отголоски стиля лофт. Место популярно для завтраков и бранчей. Во-первых, из-за большого выбора. Во-вторых, ресторан работает с 10 утра, для Москвы это достаточно рано. В-третьих, это просто красиво — завтракать на крыше с видом на просыпающийся город. И фотографии в инстаграме получаются отличные, хотя, пожалуй, это во-первых.

«Буше»

Если вы ни разу не слышали от друзей просьбу привезти какое-нибудь пирожное из «Буше», то, возможно, вы ни разу не были в Петербурге. Или ваши друзья не любят сладкое. Но для любителей эклеров, вензелей с малиной и тыквенных финансье выход «Буше» на московскую булочную арену стал долгожданным событием.

Роман Певзнер

коммерческий директор «Буше»

Желание делиться тем, что мы умеем хорошо делать, послужило главным толчком к открытию «Буше» в Москве. Взвесили свои возможности и уровень знаний и поняли, что способны на экспансию в Москву.

Никаких особенных сложностей при выходе на московский рынок у нас не было. Цены в Санкт-Петербурге и Москве очень близки. На часть продукции в Москве мы сохранили питерские цены, другая часть незначительно дороже. Это связано с дорогой логистикой.

Мы не меряем людей аудиториями. И там, и там к нам приходят люди, которых привлекает то качество продукта и те смыслы, которые мы производим. Меню практически не отличается. Есть все самые популярные позиции.

Наверняка существует знаменитая «питерская атмосфера», но я точно не знаю, что это. Верю, что атмосферу создают люди, и ничего не нужно стараться воссоздавать. Это будет искусственно, а «Буше» за настоящее.

«Две Палочки»

«Две Палочки» открылись в Петербурге в 2003 году и сразу были выставлены в противовес привычным для начала нулевых ресторанам с японской кухней. Здесь не было панно с цветущей сакурой, иероглифов на всех возможных поверхностях и убаюкивающей музыки. О причастности даже не к Японии, а к Азии в целом напоминало только название. Интерьер нарочито абстрагировали от клише.

В 2008 году «Две Палочки» приехали в Москву и тут же стали пристанищем для студентов и любителей ночных клубов. Что не мудрено, цены в «Двух Палочках» остались на уровне питерских (например, роллы «Калифорния» стоят 385 рублей), а работает ресторан до 6 утра. Идеально для ранних завтраков после танцев.

Владельцы «Двух Палочек» любят эксперименты, поэтому в 2012 году меню расширилось, вобрав в себя американскую и итальянскую кухню. Теперь в бесконечных сомнениях между роллами, бургером и пиццей можно провести не меньше часа и заодно нагулять аппетит.

Известны «Две Палочки» и своим чувством юмора, местами своеобразным. Первое, что замечает каждый посетитель — надписи на футболках официантов: «Видеть вас одно удовольствие, а не видеть — другое», «Внутри меня космос и выпитая с утра чашка чая», «Если вы не видите, что у официанта на спине, то, возможно, вам хватит». Фразы придумывают сами официанты, это что-то вроде визитной карточки.

А в 2015 году на 14 февраля «Две Палочки» устраивали акцию «Свадьба в Вегасе», где онлайн брачевали желающих, невзирая на ориентацию, вероисповедание, и все, что только можно. Но до московских ресторанов акция не дошла.

Refaced Eyewear

Среди гостей из Петербурга есть и совсем начинающие бренды, например, салон оптики с фокусом на моду — Refaced Eyewear.

Мария Шепельская

основательница Refaced Eyewear

Петербург подобен элегантному мужчине с безупречным вкусом и своим индивидуальным мнением. Здесь много хорошо одетых людей, для которых стиль важнее сезонных тенденций. В Москве наоборот: люди чаще покупают тренд. Мы же предлагаем стиль вне времени: это очки от редких европейских творческих тандемов до уникальных винтажных находок, то, чего, по нашему мнению, не хватает Москве.

Вряд ли есть успешные проекты, у которых не было трудностей при выходе на новый рынок. Это неотъемлемая часть любой работы. Самое сложное — это выбор правильного места. Но Refaced повезло с рекламой, так как в наших очках ходят известные люди: Сергей Шнуров, Юрий Дормидошин, Сережа Мезенцев, инфлюенсеры, с которыми мы дружим. Также мы являемся официальными дистрибуторами культового австралийского бренда Le Specs.

Очки у нас разные: есть и за 5 тысяч рублей, есть и за 120 тысяч. Так как мы в Москве не так давно, говорить о ценах пока сложно, на них влияют разные факторы, от аренды до рекламы. Но если быть честными, то мы немного удивлены платежеспособности жителей столицы. В Петербурге стоимость очков истинных ценителей не пугает.

А о различиях моды на оптику в Санкт-Петербурге и Москве сложно судить, нас же здесь пока не было. Вот и проверим.

Gate 31

Магазин минималистичной женской одежды открылся в Петербурге в 2015 году и стал ответом масс-маркету и шоурумам с одеждой с AliExpres. Это современная классика — простые линии, качественные материалы и монохромные цвета.

Денис Шевченко

основатель Gate 31

Основной мотивацией к открытию в Москве стали наши покупатели, которые выбирают Санкт-Петербург для путешествий на выходные. Они всегда к нам заходили и говорили, почему в Москве нет таких магазинов, открывайтесь скорей.

Мы долго откладывали выход на московский рынок, так как ситуация в стрит-ритейле сильно отличалась от Санкт-Петербурга. Например, если в Петербурге у нас три магазина в топовых локациях, то в Москве нереально было найти адекватную аренду в центре, а снимать условно на Садовом мы не хотели. У нас до сих пор нет стрит-ритейла в Москве, но в этом году мы планируем первое открытие.

Цены во всех магазинах и на сайте одинаковые, но потребительский спрос разный, в Москве больше средний чек. Наш петербургский покупатель посвящает выбору одежды больше времени: у него есть возможность объехать несколько магазинов. Москвичи стремятся экономить время, поэтому большим спросом пользуются универмаги. Главное отличие в том, что в Москве мы доступны большей аудитории из-за нашей ценовой политики, которую мы не изменили при выходе на этот рынок. Петербуржцы более ограничены в финансах, но и требования у них выше.

Санкт-Петербург — особенный город. Это настоящая европейская столица России. Здесь очень культурная аудитория, которая к тому же достаточно сдержанная. Поэтому в Петербурге покупают офисную и повседневную базовую одежду. А в Москве к нам приходят за вечерними нарядами, которые можно надеть на корпоратив или день рождения.

Фото: facebook.com, instagram

Читайте также