Одно время гибридным автомобилям пророчили чуть ли не половину всех продаж в мире, но теперь очевидно, что первенство берут чистые электромобили, а смешанный вариант продвигается хуже.
Проблема в том, что потребители до конца так и не разобрались в теме, хотя журналисты подробно расписали, как и почему крутятся шестеренки и откуда и куда бегает заряд в гибриде. Однако каждый раз, когда речь заходит об этом типе машин, люди теряются в подробностях, как в темном лесу. В результате срабатывает известный закон: все сложное отметается и принимается решение в пользу более простого, то есть в пользу чистого электромобиля.
Неужели мы и впрямь настолько глупые и ленивые, что не можем раз и навсегда закрыть для себя тему технической составляющей гибридных машин? С одной стороны, да. С другой — каждый год производители совершенствуют гибриды, и то, что ты знал и понимал еще несколько месяцев назад, уже устарело. С электромобилями гораздо проще — они меняются мало.
Возьмем, к примеру, самый сложный на сегодня в мире гибрид Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid (или Tiggo 7 pro — у него аналогичная конструкция). Во всем мире не наберется и сотни человек, которые смогли бы объяснить обычному посетителю автосалона, как именно работает силовая установка «семерки» и «восьмерки». Возможно, на планете есть несколько тысяч конструкторов и инженеров, которым не составит труда рассказать об этой технологии своим коллегам, но простому гуманитарию они разложить на пальцах не в состоянии.
Под капотом Tiggo два «мокрых» сцепления, половина коробки-автомата DSG, два электромотора и один бензиновый. Каждый из этих механизмов включается то попеременно, то разом, а то и в совершенно непредсказуемом порядке. Например, на первой передаче работает только электричество, на третьей — уже бензин, а потом вы не уследите за очередностью, потому что это не удается даже опытным испытателям. Вам все ясно? Мне продолжать? Или внесете аванс за электромобиль, который по проводам дает ток, чтобы крутить колеса?
Мало того, что люди путаются в гибридных конструкциях, маркетологи еще постоянно пичкают противоречивыми потребительскими концепциями. Раньше гибриды продвигали как экономичную технологию, и продавались они в основном в Японии и Европе, где нет своих углеводородов. Мы к этому привыкли, но затем появилась зеленая повестка — клиентов начали учить: спасай планету! Тема хорошо зашла лишь в США, где много идейных, в Европе пришлось тратить огромные деньги на субсидии при покупке. Однако затем гибридные установки стали массово ставить на люксовые машины со спортивным уклоном и продавать их по всему миру, где экоповестка малозначима. Было смешно. Приходил серьезный человек в автосалон где-нибудь в Казахстане, Арабских Эмиратах или России, и продавец на серьезных щах втирал ему об экономии топлива и сохранении деревьев. А клиент, как вы понимаете, мало заботясь о природе, мечтал красиво потратить деньги. Причем истинная красота в его понимании — это когда деньги вылетают в выхлопную трубу. Впрочем, торговцы это быстро поняли и начали продвигать гибриды как модный технический гаджет, без которого никуда. Таким образом у гибридов появилось целых три потребительских концепции, которые, смешавшись с технической сложностью, окончательно запутали потенциальных покупателей.
Но это еще не все. Вскоре начался период, когда гибридные установки стали массово внедрять на внедорожниках — настоящих больших рамных вездеходах. Между тем главным потребительским свойством истинных «проходимцев» всегда считались хорошая выносливость и надежность. Как говорил дедушка современной автомобильной журналистики Джереми Кларксон, если в пустыне твой внедорожник сломался, ты умрешь. Это вполне реально в тех же Арабских Эмиратах и России (только вместо песка снег, а вместо пустыни Сибирь). Надежность напрямую связана с простотой конструкции, а при проектировании гибридов об этом не думали. Даже если гибрид идеально сделан и исключает возможность поломки, владельцу, собирающемуся в пустыню или тайгу, это не объяснить.
Что же мы имеем после всех перечисленных маркетинговых просчетов? Возьмем, к примеру, прекрасный образец внедорожного гибрида Tank 500. Готов ли владелец ездить на нем по бездорожью или совершить дальнее путешествие туда, где нет квалифицированного сервиса? Вряд ли. А ведь подобные автомобили именно для этого и предназначены. Или поговорим о Vоyah free, который можно поручить наемному водителю. Только этот водитель вместо того, чтобы полировать дверные ручки, будет ломать голову, заправляться ли на АЗС или искать розетку. Да еще и обязательно ошибется в расчетах: хватит ли запаса хода до офиса? А самый крутой в техническом плане Tiggo и вовсе заставит владельца заплакать, потому что тот не сможет объяснить друзьям, как машина работает. Короче, если гибриды не хотят окончательно проиграть электромобилям, надо что-то делать.
Фото: Chery, shutterstock.com