Почему мы скоро перестанем покупать машины: растет популярность услуги «автомобиль по подписке»
Еще лет десять назад одним из самых популярных способов покупки автомобиля был кредит. Благодаря этой услуге многие могли себе позволить автомобили более высокого класса, что приятно.
Потом, в середине прошлого десятилетия, начал распространяться каршеринг. Он стал как заменой, так и органичным дополнением к личному автомобилю: в условный ресторан всегда можно было поехать на каршеринге, оставив свою машину во дворе.
Сегодня же набирает популярность сервис долгосрочной аренды автомобилей. Услуга появилась в России еще в 2018 году и оказалась очень востребованной — аналогичные сервисы быстро запустили крупные игроки вроде Яндекс Драйва. Уже сейчас эксперты предсказывают, что к 2030 году автомобильный рынок будет как минимум на 15% состоять из подписок. И это неудивительно. Пугающие новости об исчезновении с рынка автомобильных запчастей заставили многих не только отказаться от покупки машины в прошлом году, но и вообще продать свой автомобиль. К тому же, по мнению многих участников рынка, такой формат пользования (по сути операционный лизинг) стал выгоднее покупки машины в кредит, а значит, услуга будет привлекать все больше новых клиентов.
Подписка — это фактически долгосрочная аренда автомобиля. В сервис подписки входят техобслуживание и страховка — то есть все потенциальные сложности, которые возникают у автовладельцев. Ну а если с машиной что-то случилось, платежи могут приостановить, и платить впустую за время, которое автомобиль проведет в сервисе, не придется.
Можно посмотреть, как работают подобные сервисы, на примере Яндекс Драйва. Нужно открыть приложение, выбрать модель, тип страховки, срок подписки и пробег. Компактный европейский седан C-сегмента можно арендовать от 7 тыс. руб. в неделю. Более статусный немецкий бизнес-седан обойдется в 20,5 тыс. руб. за неделю аренды. Также есть новые модели китайских производителей — например, Geely Coolray можно арендовать за 11,5 тыс. руб. в неделю. В приложении предлагают выбрать подходящий вариант оплаты: раз в неделю, раз в месяц или сразу за весь период аренды. Взять машину по подписке могут и огранизации — в этом случае оплата происходит со счета компании.
У разных сервисов есть разные территориальные ограничения — в сервисе Яндекс Драйва на подписочной машине можно ездить по Москве и Московской области, Санкт-Петербургу, большей части Карелии, Татарстану, Краснодарскому краю. Если нужно выехать за пределы зон, это можно согласовать со службой поддержки.
Что особенно важно, техники сервиса приезжают в любую зону обслуживания и сами разбираются с машиной, если что-то не так. Тот же Драйв обеспечивает все техобслуживание машины и замену масла, тормозных дисков, колодок, дворников. Взять машину можно хоть на месяц, хоть на полгода и при желании всегда продлить подписку.
Но, естественно, есть и важные нюансы, которые нужно знать: например, у подписки есть лимит пробега. При старте аренды можно выбрать километраж, а если его превысить, нужно будет доплатить, чтобы не получить штраф.
Похоже, что с повсеместным развитием «подписочной экономики» такой формат пользования совсем скоро будет определять не только то, что мы слушаем, смотрим и едим, но и то, на чем мы ездим. Впрочем, простым автолюбителям это только на пользу: машины можно часто менять, пересаживаясь с одной модели на другую, а все сложности, которые могут возникнуть, берут на себя сервисы подписки. Водителю остается только приятная часть — наматывать километры и ни о чем не думать.