Почему никому не интересны московские набережные?
Московские набережные хоть и не петербургские, но гордиться ими мы все хотим как минимум наравне. С 1930-х годов тянется в городе их реконструкция: дерево меняют на гранит, асфальт — на плитку, автомобильные полосы — на широкие тротуары.
Когда открывали парк «Зарядье», подумали не только о том, как бы поднять людей над рекой, но и как пригласить к ней спуститься. Сейчас на парящем мосту толпы, а у воды — единицы. Да и те жалуются: на набережных шумно, пыльно и небезопасно. Не присесть, не поесть, к воде не подобраться. У мэрии же на воду большие планы: речное такси, малый бизнес и праздные гулянья. Чтобы оживить пространства, надо что-то решительно предпринимать.
К концу этого года в городе обновят набережные, примыкающие к Киевскому вокзалу: Бережковскую и Тараса Шевченко. По проектам видно, что подход становится все более замысловатым: появляется новое озеленение и создаются зоны отдыха. Вспомним, как совсем недавно достаточно было нарисовать какую-никакую велодорожку и поставить несколько лавочек. То было не благоустройство, но облагораживание.
В конце августа нам рассказали, что в скором времени мы не узнаем и набережные реки Яузы — настолько они преобразятся. Рассказали, но не показали. Дело в том, что проектов пока нет, а обсуждение уже вовсю идет. Представители бюро Wowhaus, ответственные за благоустройство, очно встречаются с жителями районов, излагают свои идеи и принимают предложения. Практика для Москвы, стоит признать, диковинная. Конспирологам она дает повод для спекуляций, нам — надежду на лучшее, а активистам — возможность рассказать о наболевшем где-то за пределами опроса на «Активном гражданине». Рассудят всех только проекты, которые архитекторы представят на основе сформированного «общественного задания» в следующем месяце.
Пока не ясно одно: чьи же все-таки набережные? Велосипедисты и автомобилисты уже давно считают их своими. На встрече с жителями Преображенского, Богородского и Соколиной Горы выступающие уже готовы вот-вот произнести заветное «велодорожки», но тут же себя одергивают: «Мнения на этот счет разделяются». За столько лет слово стало почти что ругательным. Автомобилисты считают, что больше всего достанется им — набережные и так стоят в пробках, а теперь полосы еще будут отнимать в угоду тротуарам. А что станет с водой? Появятся ли новые мосты? Затронет ли обновление и прилегающие к набережным территории?
Очень хочется, чтобы не вышел знакомый до боли сценарий: хотели угодить всем, а не угодили в итоге никому. Время-то идет, и пока мы осторожно нащупываем, какой должна быть набережная мечты, нуждающихся в реконструкции остается все меньше. Хотя история показывает, что обновляют их уже почти сто лет — и будут еще сто. Ведь вода камень точит.
Фото: twitter.com