Илья Иванов

После 60 лет триумфов и падений «Пушкинский» ждет новая жизнь. Он ее заслужил

3 мин. на чтение

Не так давно подтвердились гулявшие с конца 2024 года слухи, что Альфа-Банк все-таки приобрел бывший кинотеатр, а ныне театр «Россия» на Пушкинской площади. Банк вошел в капитал АО «Пушкинский», зарегистрированного по адресу кинотеатра Пушкинская площадь, 2. Как утверждают осведомленные лица, новые собственники здания планируют создать в нем многофункциональный культурный центр, в том числе с большим выставочным залом. Несмотря на то что здание кинотеатра формально не имеет статуса объекта культурного наследия, его не снесут, как, по слухам, собирались. И это очень хорошая новость.

Кинотеатр «Россия» проектировался и строился как главная фестивальная площадка специально к проведению II Московского международного кинофестиваля — как символ сближения между Востоком и Западом хотя бы в области кино. Здание «России» — одна из первых построек, выполненных в стиле советского модернизма (или рационализма), отечественная интерпретация общемирового архитектурного тренда, к которому советская архитектура пришла через несколько лет после смерти Сталина и отказа от архитектуры социалистического классицизма. В определенной степени можно сказать, что в начале 1960-х советская архитектура общественных зданий синхронизировалась с передовой мировой архитектурой того периода.

Решение о строительстве кинотеатра с залом на 2100 мест было принято в 1955 году. Во второй половине 1950-х годов Архсовет Москвы рассматривал участки для строительства кинотеатров-гигантов с залами на 4000 и 6000 мест. Прежде всего эти объекты планировалось строить в местах пересечения крупных транспортных магистралей. Одним из таких мест всегда была Пушкинская площадь. Разработка проекта была возложена на мастерскую №8 Моспроекта под руководством архитектора Юрия Шевердяева. Помимо Пушкинской площади было сочтено целесообразным возведение кинотеатров на 4000 мест на площадях Арбатской, Октябрьской и Дзержинской (Лубянской), но эти проекты так и не были реализованы.

В 1990-х скульптор Эрнст Неизвестный утверждал, что в начале 1960-х ему был сделан заказ на создание скульптурных композиций для оформления боковых фасадов кинотеатра «Россия». «Там на боковых фасадах и сейчас видны пустые “пятна”, заделанные лицевым кирпичом. Это вместо скульптурных масок. Я их сделал в натуральную величину. Огромный труд. Они были разрушены. Кто-то ночью проник в мастерскую и разбил гипсовую модель. Таким образом у меня в гипсе уничтожено около двухсот работ», — рассказывал Неизвестный в интервью архитектору Феликсу Новикову в 1997-м.

Сразу после открытия «Россия» стала главным премьерным кинотеатром Москвы. 3 января 1962-го тут прошла оглушительная премьера нетипичного для тогдашнего советского кино фильма «Человек-амфибия». 7 сентября 1962-го в «России» состоялась премьера музыкальной кинокомедии «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова. В последующие годы здесь проходили премьеры кассовых рекордсменов — «Я шагаю по Москве», «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «12 стульев» и «Война и мир».

С конца 1980-х «Россия» стала одной из главных московских киноплощадок, где с успехом шли голливудские блокбастеры. 1 ноября 1990-го в кинотеатре советским зрителям был представлен «Крепкий орешек». Тогда же, на рубеже 1980–1090-х, большой зал кинотеатра стал сдаваться в аренду или предоставляться бесплатно для съездов, конференций и конгрессов. В октябре 1990-го тут прошел учредительный съезд движения «Демократическая Россия». Год спустя, уже после распада СССР, в кинотеатре прошел учредительный съезд «Движения демократических реформ», на котором присутствовали мэр Москвы Гавриил Попов и мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.

На протяжении своей истории «Россия» пережила много важных моментов. Здесь Большой приз III ММКФ 1963 года был вручен Федерико Феллини за «Восемь с половиной». В кинотеатре бывали Лукино Висконти, Акира Куросава, Джина Лоллобриджида, Элизабет Тейлор, Ив Монтан, Симона Синьоре, София Лорен и многие другие.

Со второй половины 1990-х «Россия» стала называться киноконцертным залом «Пушкинский», в 1999–2001-м собственники здания осуществили его комплексную реконструкцию и частичную перепланировку помещений. Проект реконструкции был разработан еще в 1994 году Георгием Солоповым — сыном одного из соавторов здания Дмитрия Солопова.

В 2012 году бывший кинотеатр «Россия» перестал быть кинотеатром и превратился в театр. С тех пор на его сцене ставят мюзиклы. Однако и в новой ипостаси к началу 2020-х годов «Пушкинский» оказался нерентабельным. Перед новыми собственниками стоит непростая задача — наполнить здание в самом центре Москвы новыми смыслами и функциями и сделать его точкой притяжения в то время, когда гигантомания и государственная поддержка уступили место рыночным нишам.

Фото: Александр Поляков/РИА Новости 

Подписаться: