Уже сейчас понятно, что «Нагатинский Затон» станет одной из самых красивых станций Большого кольца, если не самой.
Ходили слухи, что «рыбов» нам в итоге не покажут: якобы проект станции с мозаиками, изображающими водных обитателей, должен заменить какой-то другой. Но эта информация не подтвердилась: рыбы на стенах будут, а станцию действительно назовут «Нагатинский Затон» — так решили на «Активном гражданине» (были варианты «Корабельная» и «Речная», а среди предложенных пользователями — «Москворечная», «Судостроительная», «Речные ворота», «Тихая гавань»).
Мозаика в современном метро — умирающий жанр, к сожалению. Тем более радостно, что она появится на Большой кольцевой линии. Мастер-мозаичист Максим Козлов поделился с Архсоветом подробностями.
«Мы осовременили традиционно консервативную римскую технику мозаики, — рассказывает он. — Кажется, в такой технике мозаику в метрополитене еще не выкладывали. По сути это техника свободной выкладки, что-то среднее между флорентийской и римской техниками исполнения, когда берутся большие куски материала и обрабатываются, но не кладутся стык в стык, как в классической флорентийской мозаике, а размещаются под разным углом. Свободная кладка позволяет выявить именно художественную и изобразительно-выразительную составляющую образа, а не просто показать навыки аккуратного ремесленного расположения одинаковых камней в линию, как в римской мозаике. Есть преимущество и перед флорентийской техникой, где механически нарезается на станке камень в соответствии с чертежом (про ручной набор я не говорю). В нашем случае мы получаем красивое и выразительное изображение, которое считывается как издалека, так и вблизи как интересный микс текстур, камней, смальты, оттенков, цветового и композиционного разнообразия».
Над проектом начали работать еще в 2018 году: обсуждали концепции, рисовали эскизы, выбирали технику. Напомним, конкурс на дизайн станции выиграла архитектурная мастерская Za Bor. Сейчас готовы две мозаики, еще четыре в работе, а всего панно будет двенадцать. По словам Козлова, изображения рыб реалистичные (и они действительно обитают в Нагатинском затоне), но «не как в классической иллюстрации для юного натуралиста», это «отдельные персонажи со своими характерами».
Казалось, что могла получиться почти идеальная история, если бы не одно «но»: на днях руководство метро попросило ускорить производство мозаик более чем на два месяца. Практика, в общем-то, стандартная: авральный темп сопровождает строительство подземки с 1930-х годов, из-за чего архитектурный облик станций нередко претерпевает изменения. Мастер-мозаичист опасается, что в случае с рыбьими панно может пострадать качество. Не хотелось бы, чтобы стены метро украшали наспех выполненные работы, и Козлов надеется, что руководство метро это тоже понимает.
Рыбы, к слову, будут встречать пассажиров с самого вестибюля: на потолке на входе разместят латунные пластины, имитирующие золотую рыбью чешую.
Фото: Михаил Абрамычев//archsovet.msk.ru