На прошлой неделе депутаты большинством голосов приняли спорный закон, который делает «трудовое воспитание неотъемлемой частью школьной программы». Одновременно закон переименовывает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в «Основы безопасности и защиты Родины».
Авторами инициативы выступили представители всех думских фракций. Они решили отменить норму о запрете привлечения к труду обучающихся без их согласия или согласия родителей (ч. 4 ст. 34 закона «Об образовании в РФ»). «Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду. Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать», — говорил об этом председатель Думы Вячеслав Володин. Теперь школьники будут приобщаться к гражданским добродетелям, например, сажая деревья и цветы на пришкольной территории, благоустраивая класс, убирая школу или школьный двор и т.д. Законных оснований отказаться от обязательного труда ни у них, ни у их родителей теперь не будет.
Возможно, истинная мотивация законодателя не исчерпывается приучением молодежи к труду в школе. Закон вводит понятие профориентации. Авторы инициативы считают, что занятия по профориентации помогут школьникам выбрать профессию. «Это могут быть походы на предприятия — то, что было в нашем детстве. Сейчас этим многие занимаются, но не все», — сказала глава профильного комитета Ольга Казакова. Программу занятий по профориентации должно предложить Минпросвещения РФ. «Если ребенок будет трудолюбив, будет другое отношение и к изучению физики, и математики, и иностранных языков, и ко многому другому. Ребенок будет расти другим. Гармония придет. А так — потребители», — подытожил председатель Володин.
— Не понятно, зачем нужен новый закон, если речь идет про экскурсии на предприятия, — говорит член Совета профсоюза «Учитель» Александр Кондрашев. — Мне кажется, по этому поводу целая Госдума напрягаться бы не стала. Скорее всего, подразумевается принуждение к производственному труду.
Действительно, стране сейчас нужны не столько потребители, сколько производители, считают близкие к Кремлю эксперты. Например, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, научное направление в котором ведет брат первого вице-премьера правительства Дмитрий Белоусов, предлагал для преодоления дефицита кадров в масштабах страны перейти к их централизованному перераспределению между регионами и переобучению. Идея законопроекта об обязательном трудовом воспитании появилась именно в качестве ответа на эту инициативу.
В день защиты детей, 3 июня, Дума также приняла поправки, которые разрешают подросткам работать с 14 лет без согласия органов опеки. А в начале июля Общественная палата рекомендовала принудительно отправлять работать бездомных. В этом контексте введение обязательного труда для школьников больше не выглядит безобидной данью советским традициям.
— Все эти идеи предлагают люди, которые вообще не представляют происходящего в школе, реального учебного процесса, — возмущается Александр Кондрашев. — Они не понимают, что дети и так перегружены, и расписание перегружено. Их центральная идея — принуждение. С одной стороны, власть понимает, что она упустила предыдущее поколение молодежи, которая не имеет симпатий к начальству и не любит подчиняться. И они пытаются сделать нынешних ребят более подконтрольными. А с другой стороны, они уткнулись в нехватку кадров, например, на предприятиях ВПК. А люди туда почти не идут. И они рассчитывают использовать труд самой уязвимой, беззащитной и бедной части школьников там, где сейчас нужно правительству.
«Не вызывает сомнений, что в условиях сохранения рыночного характера российской экономики эти меры едва ли принесут хоть какой-то полезный эффект. Но они вполне могут вписаться в тренд, если власти решат реконструировать экономику на мобилизационный лад», — пишут об этом экономисты.
Однако даже советская власть столкнулась с непреодолимыми сложностями в попытках интегрировать учащихся школ в производственную экономику. Для коммунистического правительства это был не конъюнктурный, а идеологический вопрос. Труд должен был служить главным механизмом социализации в стране победившего пролетариата. Но на практике каждый раз получалось не очень здорово.
«Учеба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мыть полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках. Школу сплошь и рядом превращали в какую-то мастерскую, где неумеющие учителя обучали детей строгать, лепить, кроить», — писала о провале первой такой попытки жена Ленина Надежда Крупская в далеком 1919 году.
Превращать школы в трудовые артели не стали даже в годы индустриализации. В 1937-м отдельные уроки труда отменили в пользу изучения основ наук. Стране нужны были инженеры и конструкторы, а не одни лишь токари. Вновь привлечь учащихся к труду на заводах, в колхозах и мастерских призвал в 1956-м Никита Хрущев. Он даже говорил, что в ВУЗы нужно принимать только тех, кто отработал два года на производстве. Идея оказалась очень непопулярной. В первую очередь против высказывались партийные начальники и ученые. Им не хотелось отправлять своих отпрысков к станку вместо престижных университетов. «Чтобы догнать и перегнать США, нам нужны физики, химики и математики, а не слесари и электромонтеры, а потому давайте развивать в школах прежде всего науку», — советовали академики Академии педагогических наук.
И все же в 1950-60-х школьников интенсивно приучали к производственному труду. Они, в частности, занимались уборкой и ремонтом школьных зданий, ездили на сбор урожая в колхозы и помогали выполнять план промышленным предприятиям. Но, когда в 1966-м Минздрав провел обследование итогов этой политики, выяснилось, что в подавляющем большинстве проверенных школ работы проводятся без учета возраста, пола, физических возможностей и состояния здоровья детей. А это очень плохо сказывается на их здоровье. Например, мытье туалетов вызвало резкий рост заражения гельминтами и острыми кишечными инфекционными заболеваниями. Так, школьники в Тбилиси стали чаще болеть: гельминтами — в 1,5 раза, дизентерией — в 2 раза, а инфекционным гепатитом — в 25 раз. Вспышки инфекционного гепатита также произошли в 243 школах Москвы. В школах Белоруссии показатель зараженности гельминтами у детей доходил до 65%, а в Молдавской ССР — до 42%. «Дети потеряли у нас иммунитет, и наблюдается колоссальная заболеваемость аллергией», — говорила на одном из совещаний представитель Министерства здравоохранения СССР М.И. Никольская об итогах использования «трудового воспитания» в сельском хозяйстве.
Риски для здоровья тысяч школьников вряд ли перекроют стремление к введению мобилизационной экономики. Но, возможно, нынешнему поколению на своем опыте придется убедиться, что трудовая повинность является очень неэффективной мерой. Да и идеологический результат такого воспитания может оказаться совсем не таким, как рассчитывают власти.
— Большинство ребят отнесутся к этим новеллам отрицательно, — уверен Александр Кондрашев. — Потому что это обязаловка. А ее и так слишком много.
Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости