Московским центральным диаметрам исполнилось пять лет. За это время они перевезли более 1 млрд человек , а в сутки в среднем четырьмя диаметрами пользуются 1,4 млн пассажиров. Символом проекта стали электропоезда «Иволга», которые производит по заказу правительства Москвы Тверской вагоностроительный завод, входящий в состав «Трансмашхолдинга». Они кардинально изменили представление горожан о поездках по городу. Сегодня это удобный и современный транспорт, на который можно положиться. Рассказываем, как запуск диаметров повлиял на жизнь москвичей.
Экономия времени
Москвичи ценят свое время, поэтому важнейшим нововведением МЦД стало тактовое расписание. Поезда начали ходить один за другим с короткими и предсказуемыми интервалами 5−7 минут в часы пик. А пассажиры избавились от необходимости постоянно сверяться с табло прибытия: они знают, что придут на платформу и гарантированно уедут в течение 5−10 минут.
Поезд «Иволга» тоже разрабатывался с учетом потребностей жителей мегаполиса. Он должен был делать частые остановки, а значит плавно разгоняться и тормозить. Посадка и высадка пассажиров должна была происходить максимально быстро и удобно, а внутреннее оснащение вагонов — обеспечивать высокий уровень комфорта.
Как результат, «Иволга» может разгоняться до 160 км/ч. По сравнению с обычными электричками время в пути на ней сократилось примерно на 10 минут.
В четвертой модели конструкторы предусмотрели три двери вместо двух в промежуточных вагонах. Это существенно ускоряет высадку и посадку пассажиров. А благодаря широким дверным проемам — 1400 мм — шансы столкнуться с кем-то при выходе или входе минимальны.
От велосипедов до колясок: удобно всем
Старые поезда были плохо приспособлены для маломобильных пассажиров и велосипедистов, но все изменилось с приходом «Иволги». Перевозить велосипед теперь можно спокойно (и бесплатно) даже в часы пик. Для удобства в поезде есть специально отведенные места с креплениями. А в последних версиях «Иволги» предусмотрены даже зарядки для самокатов.
В поездах есть специальные места для колясок и просторные туалетные комнаты, а для мам с детьми — пеленальные столики. Еще в «Иволгах» нет привычных тамбуров, как в обычных электричках. Так что можно беспрепятственно пройти от хвоста до головы состава.
Цифровой поезд
«Иволга» — самый современный городской электропоезд в стране. Этим статусом он обязан технологическим новшествам, которые конструкторы продолжают внедрять в каждой модификации. С самого первого поколения в поездах устанавливают электронные LED-табло и LCD-мониторы. Экраны становятся больше, навигация — удобнее и понятнее.
В первом поколении «Иволги» USB-разъемы для зарядки гаджетов были расположены только у выходов. В следующей модели 2.0 зарядок стало существенно больше — они появились уже у каждого кресла. В версии 3.0 впервые были внедрены разъемы Type-C, а также беспроводные зарядки, встроенные в столики.
Поезда совершенствуют и для удобства машинистов. В «Иволгах» внедрена цифровая система управления. Она собирает и хранит информацию о схемах движения, а также следит за состоянием поезда в режиме реального времени.
Новейшая версия состава — «Иволга 4.0» — в этом году стала лауреатом XI Национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения» в номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники». В прошлом году этого же звания была удостоена «Иволга 3.0».
Персональный комфорт
Исследования показывают, что транспорт будущего все больше будет адаптироваться к нуждам конкретного пассажира. «Иволга» уже сейчас делает ставку на персональный комфорт. Поезд едет плавно и без вибраций: можно смотреть сериалы, работать, читать книгу или просто дремать. В вагонах работают кондиционеры и система обеззараживания воздуха. Для удобства есть багажные полки, стеллажи и крючки.
Пассажиры сами влияют на то, какие новшества будут реализованы в той или иной модели «Иволги». С учетом их пожеланий специалисты уже сделали в поездах столики у сидений, а в салоне оборудовали места для проезда стоя и откидные кресла в головных вагонах. Зарядки у каждого сиденья тоже появились после изучения отзывов пассажиров.
Транспортный дизайн как искусство
С ощущением комфорта тесно связан дизайн, который в поездах «Иволга» меняют и улучшают от версии к версии. В четвертой модели подголовники кресел и поручни с теплым покрытием сделали ежевичного цвета. Снаружи новый состав можно распознать по яркой мандариновой полосе, окаймляющей кабину машиниста: она делает образ поезда более динамичным и отличает его от предшественников.
Еще специалисты переосмыслили систему поручней, чтобы пассажирам было удобнее ехать стоя. Внимание уделяют даже таким мелочам, как кнопки открытия дверей — они в «Иволге 4.0» стали более эргономичными.
Во всех моделях поезда установлено адаптивное освещение. Утром пассажиров встречает яркий и бодрый свет, а вечером включается более спокойный. Кроме того, система климат-контроля подстраивается под погоду за окном. Все это влияет на состояние и эмоциональный фон пассажиров.
Кстати, в честь пятилетия МЦД пассажирам вместе с участниками программы «Искусство в метро» предложили самим раскрасить макеты поезда «Иволга». И теперь их можно увидеть на четырех городских вокзалах — Окружная, Печатники, Митьково и Нижегородская.
Экологичный подход
Рельсовый транспорт — самый экологичный, и осознанные горожане все чаще выбирают именно такой способ передвижения. Диаметры положительно повлияли на экологию в столице и разгрузили автомобильные дороги. По данным департамента транспорта Москвы, 55 тыс. автомобилистов пересели на наземное метро с момента его запуска. И это число постоянно растет.
Развитие проекта МЦД продолжится в рамках Центрального транспортного узла, а это значит, что экологичным, быстрым и удобным транспортом скоро смогут пользоваться и жители других регионов: Калужской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Тверской, Рязанской, Костромской и Владимирской областей.
Фото: shutterstock.com, ТМХ