Ровно 105 лет назад на Никитском бульваре открылся Дом журналиста
Бывшая усадьба князей Гагариных на Никитском бульваре была построена еще в конце XVIII века. Усадьба была роскошна. Пышный главный дом с парадной колоннадой выходил на Калашный переулок. Флигели и хозяйственные постройки утопали в зелени большого сада и смотрели на бульвар. После пожара 1812 года от всей этой роскоши остался только флигель, который в 1820-е годы превратился в главный дом.
Его владелицей стала дочь Екатерины Дашковой Анастасия Щербинина. Если мать была ближайшей подругой императрицы Екатерины, то дочь не отличалась ни добрым нравом, ни мудростью, ни приглядностью. Однако именно к ней на бал 21 февраля 1831 года впервые после венчания Пушкин привел свою молодую жену Наталью Николаевну. «Прелесть как хороша», — таков был общий глас.
Каким был перестроенный флигель в те годы, сказать уже трудно. В 1877 году его снова перестроили по проекту Александра Вивьена. В те годы зданием владел купец 1-й гильдии, «ситцевый король» Александр Прибылов. Его потомки и встретили здесь революцию. Дом быстро национализировали и уплотнили. А в 1920-м Маяковский попросил наркома Луначарского передать особняк журналистам. 3 марта 1920 года в центральной прессе появилось объявление: «Сегодня, в 7 часов вечера, открывается Дом печати. Вступительное слово о задачах Дома сделает товарищ П. М. Керженцев. Затем состоится беседа на тему “Из прошлого большевистской печати”». Говорят, на банкете по случаю открытия подавали селедку с черным хлебом и чай без сахара. Маяковский играл роль щедрого хозяина и приговаривал: «Кушайте сельдя! Замечательный сельдь».
Первые годы существования Дома печати прошли в присутствии великих современников. Здесь устраивали концерты Лев Оборин и Давид Ойстрах, выступали Брюсов и Маяковский, устраивались бурные дискуссии о судьбах новых литературных направлений. 7 мая 1921 года именно здесь в последний раз за три месяца до смерти Александр Блок выступил с чтением стихов. 25 сентября 1925 года здесь же в последний раз выступал Есенин. В Доме печати с ним и прощались всю ночь на 31 декабря.
В 1938-м Дом печати был преобразован в Дом журналиста при ЦК профсоюза работников печати. Дом тут же окрестили Домжуром, в каковом статусе он пребывает и теперь. В 1941 году отсюда журналисты, ставшие военкорами, уходили на фронт. После войны Домжур перестал быть открытой публичной площадкой для деятелей культуры. Вся его деятельность носила чисто профессиональный журналистский характер. Здесь устраивались лектории для молодых журналистов, шли занятия с начинающими фотокорреспондентами, проводились семинары и встречи. Фактически Домжур уже выполнял функции профсоюзного центра. Войти туда можно было только по членскому билету Союза журналистов СССР. Жизнь, однако, была бурной. Журналисты валом шли в Домжур на свои профессиональные секции — репортеров, военкоров, очеркистов, работников малотиражек. Профессиональное общение обычно заканчивалось в местном ресторане, расположенном в подвальном этаже.
В 1993 году Союз журналистов России, согласно указу президента, получил здание на Никитском бульваре в безвозмездное и бессрочное пользование. Домжур немедленно стал центром бурной политической жизни. Журналисты как четвертая власть требовали на ковер министров, иностранных послов, проводили круглые столы с представителями партий и общественных движений. Здесь ковалась победа Ельцина на выборах 1996 года.
Впрочем, с приходом нынешнего века политическая карьера Домжура и его инфоцентра закончилась. Понятно, что роскошное здание в центре Москвы вызывало большой интерес у разнообразных частных структур. В 2014 году Росимущество попыталось выселить Союз журналистов России, но безуспешно. Столкновение с властью привело если не к передаче в собственность, то к получению большого гранта на реставрацию Домжура, которая началась в 2020-м.
Нынешняя программа Домжура производит впечатление разнообразия, но всегда лежит на периферии общественного интереса. Встречи ветеранов журналистики, юбилеи, круглые столы на второстепенные темы. Самым интересным начинанием Домжура за последние десятилетия выглядит Школа журналистики имени Владимира Мезенцева, открытая там в 2003 году. Впрочем, теперь вход в Домжур стал открытым, и шанс вернуть себе славу крупного культурного центра отреставрированное здание по-прежнему сохраняет.
Фото: pastvu.com