Ровно 170 лет назад началось железнодорожное сообщение Москвы с Санкт-Петербургом
28 августа 1851 года из Петербурга в Москву прибыл последний из девяти поездов с военными. Поезда должны были испытать надежность 645 км полотна и 184 мостов между двумя столицами. Только после этого 31 августа по дороге пустили царский поезд, который прибыл в Москву через 19 часов. Идя на всех парах, он развивал немыслимую скорость — 40 км/ч.
Мечтать о железной дороге русские инженеры начали еще в 1830-е годы. Ориентировались на Англию — там в 1825 году появилась первая в мире железка. В 1837 году такая же связала Петербург и Царское Село. Однако необходимость жд-сообщения между столицами тогда вовсе не была очевидной. По расчетам выходило, что прибыль у дороги будет мизерная — не более 2% годовых. И все же в 1842 году Николай I подписал указ о строительстве.
Долго решали, заводить ли рельсы в Новгород. Это удлиняло путь на 30 км, но немного увеличивало объем перевозок. Спор решил лично государь — дорога пошла по прямой. Яростные дебаты вызвал вопрос о ширине колеи. Царскосельская колея составляла 1829 мм (6 футов), колея второй русской железки, Варшаво-Венской — 1435 мм. Логично было бы выбрать одну из них. Однако американский консультант Джордж Уистлер настоял на ширине 1524 мм (5 футов). Тем самым он обрек последующие поколения россиян на долгое стояние при въезде в Европу: чтобы перейти с русской колеи на европейскую (1435 мм), у вагонов меняют колеса.
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» (1864) начинается с эпиграфа: «В а н я (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу? П а п а ш а (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! Разговор в вагоне». Граф Петр Клейнмихель курировал строительство железной дороги как главноуправляющий путями сообщения. Преданный слуга Николая I, он был жестокосерд. Дорогу строили восемь с половиной лет, и каждый год на земляные работы пригоняли около 40 тыс. крестьян. Все было так, как пишет Некрасов: «Жили в землянках, боролися с голодом, мерзли и мокли, болели цингой». Строгого учета смертности никто не вел, но каждый месяц уносил сотни жизней. После всех вычетов рабочие в среднем получали 3 рубля в месяц.
Железка обошлась России в 67 млн рублей, что составило более трети годового бюджета страны. Но, как и ожидалось, большой прибыли она не принесла: к 1910 году ее создание едва окупилось. И все же эта железная дорога сыграла в судьбе России огромную роль. По ней ездили Вронский и Анна Каренина, Ахматова и Блок и даже Женя Лукашин. Именно в стихах о ней прозвучало, возможно, главное предсказание в русской истории:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Фото: pastvu.com