search Поиск Вход
, , 2 мин. на чтение

Ровно 40 лет назад в Москве начал работать первый телефон доверия

, , 2 мин. на чтение
Ровно 40 лет назад в Москве начал работать первый телефон доверия

Однажды в весеннюю ночь 1906 года протестантский священник из Нью-Йорка Гарри Уоррен был разбужен телефонным звонком. Срывающийся голос сказал в трубку: «У меня безвыходная ситуация, умоляю вас о встрече!» Уоррен ответил: «Завтра церковь открыта с утра». И положил трубку.

Наутро выяснилось, что звонивший покончил с собой. Уоррен был так потрясен, что тут же дал объявление в газету: «Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток». Так началась история телефонов доверия.

В Европе они появились только после Второй мировой войны. Два английских священника в 1953 году независимо друг от друга обнародовали свои служебные телефонные номера и предложили звонить всем, кто нуждался в моральной поддержке. В тот момент они даже не подозревали, какая лавина звонков на них обрушится. Обоим тут же понадобились десятки волонтеров. Вскоре движение обрело форму и имя — «Самаритяне». Спустя десять лет в Австралии случилось то же самое. Преподобный Алан Уокер основал телефон доверия «Линия жизни». Поначалу принципы работы телефонов доверия формулировали не психологи, а именно священники. Один из пионеров этого движения Гордон Хембли описал принципы работы телефонного консультанта, перефразировав слова апостола Павла: «Если я использую все лучшие принципы консультирования, но у меня нет любви или я ее не проявляю, то тогда я только зря трачу слова. Если я вникаю во все виды мудрости и силы, чтобы повлиять на жизни других, но не имею любви, я — ничто. Если я использую все, что получил во время обучения, и полностью отдаюсь служению другим, но делаю это без любви, я ничего не достигну».

В СССР идею телефонов доверия удалось осуществить суицидологу из НИИ им. Сербского Айне Абрумовой 27 апреля 1982 года. В основу общения с психологом-консультантом были положены международные принципы — анонимность и конфиденциальность. В тот момент для СССР это было настолько необычно, что информация о первом телефоне доверия в Москве была опубликована под рубрикой «Невероятно, но факт».

Консультант одного из первых телефонов доверия в Москве вспоминала позже: «Нам звонила одна абонентка, она говорила: “Это что ж это такое в нашей стране! Анонимная служба? Это недопустимо!” Устами этой безумицы говорила истина: действительно, как это у нас в Советском Союзе была анонимная служба, да еще по превенции самоубийств! Во-первых, у нас в СССР не было самоубийств, у нас все люди живут до 120 лет и умирают от счастья. Во-вторых, здоровые люди самоубийством не кончают. Это была тоже доктрина. И тут вдруг телефон доверия!»

Число телефонов доверия в СССР, а потом и в России быстро росло. В 1991 году все они были объединены в Российскую ассоциацию телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП). Сейчас ассоциация насчитывает 293 телефона и около 3 тыс. телефонных консультантов в 150 городах страны. Ежегодно более 2 млн человек звонят по номерам РАТЭПП за помощью и поддержкой.

Фото: facebook.com/psymagistr

Подписаться: