search Поиск Вход
, , 3 мин. на чтение

С ног на голову: как эпидемия сдвинула ресторанный бизнес из центра в спальные районы

, , 3 мин. на чтение
С ног на голову: как эпидемия сдвинула ресторанный бизнес из центра в спальные районы

Интересно, сколько времени после отмены карантина потребуется, чтобы все вернулось обратно, и кто доживет до этого момента.

Держать ресторан в центре накладно и невыгодно — эта фраза еще три-четыре месяца назад звучала бы немного абсурдно, в начале карантина — вполне оправданно, но с ураганным ростом доставки еды, подстегнутым эпидемией — ново. «Коммерсантъ» провел исследование, из которого следует — гораздо лучше других чувствуют себя рестораны и кафе на окраинах: у них фиксируется рост заказов. В то время как центральные рестораны и кафе, наоборот, сообщают о падении продаж.

Журналисты опрашивали представителей нескольких ветвей общепита. Так, например, представители сети «Тануки» рассказали «Ъ» о спаде на 15% в центре Москвы при одновременном росте на ту же величину в отдаленных районах города. О схожих процессах говорят и представители доставочных сервисов, прежде всего главных игроков фуд-курьерского рынка — «Яндекс.Еды» и Delivery Club. «После ужесточения режима самоизоляции спрос в «Яндекс.Еде» начал смещаться из центра и мест, где сосредоточены офисы, в спальные районы и пригороды, — рассказали «Москвич Mag» представители сервиса, — например, в Москве резко увеличилось число заказов на Юго-Западе города. Среди районов в лидерах по приросту заказов Академический, Коньково, Раменки, Аэропорт, Хорошево-Мневники, Алексеевский, Кузьминки, Марьино. Центры деловой активности — «Сити», Белорусская, Павелецкая, Новый Арбат — наоборот, показывают снижение». По их словам, прирост ресторанов (общее число уже более 18 тысяч) происходит как раз за счет подключения локальных заведений, в том числе небольших пекарен и кондитерских.

С наступлением «эры доставки» центр внезапно стал невыгоден — курьерам везти из него даже любимые блюда заказчиков долго и дорого (хотя сервис «Яндекс.Еда» регулярно увеличивает зону доставки для тех или иных популярных ресторанов), у ресторанов даже суперпреданных клиентов не наберется столько, чтобы оправдать затраты. Ну и еще — если раньше рестораны «кормились» с близрасположенных бизнес-центров, а также от уличного трафика, то трафик умер, а офис теперь у каждого из нас дома.

Те, у кого дом в центре, кажется, экономят больше всех. «Плотность в центре населения ниже, а денег у всех людей в городе стало меньше, — перечисляет факторы падения продаж в центре владелец нескольких ресторанов Митя Борисов, — наши рестораны даже не переключались на доставку — нерентабельно». По его мнению, после окончания карантина описанная «Коммерсантом» картина начнет медленно меняться, но на восстановление того положения, которое было у центра Москвы, «уйдут годы» и выжить сумеют далеко не все.

Куда более оптимистично смотрит на перспективы центра продюсер гастрофестивалей Александр Сысоев. «Когда карантин закончится, жизнь войдет в прежнее русло — людям по-прежнему надо будет завтракать и обедать рядом с офисами, куда они вернутся на работу», — рассказал он изданию «Москвич Mag». К докарантинной выручке рестораны в центре вернутся через 9-10 месяцев, считает эксперт. При этом нынешний рост продаж в общепите за чертой Третьего кольца он связывает не только с самоизоляцией, но и популярностью ориентированного только на службы доставки формата dark kitсhen «с простыми и недорогими решениями» (рост количества «темных кухонь» продолжался последние полтора года, еще до наступления эпидемии). «Но пока люди сидят по домам, все так и будет», — резюмирует Сысоев.

У Тимура Ланского (сеть «Чайхона №1») есть заведения и в центре, и в спальных районах. Он не соглашается с выводами «Ъ». «Пока только убытки. Надо оценивать ситуацию хотя бы за месяц карантина, — рассказал он «Москвич Mag». — Есть падение в центре, и причина ясна: офисы опустели. А спальные районы как заказывали, так и заказывают». Точнее, есть небольшой рост (3 —5 процентов) и ротация клиентов, подчеркивает он, но это не дает возможности говорить о стабильности этого роста. При этом в оценках будущего Ланский настроен мрачно: «Ресторанная отрасль в прежнем виде уже не восстановится ни осенью, ни даже в 2021-м. И дело не только в гигантских убытках и всеобщих банкротствах. У людей просто не будет денег на рестораны». Парадоксально, но эксперт уверен, что хорошо себя будут чувствовать заведения премиального сегмента, а вот тем, у кого средний чек от 1 до 1,5 тысяч рублей, а также фастфуду и гастромаркетам придется нелегко. Их могут спасти каникулы по аренде на время карантина и большие скидки потом.

Гастропространства меж тем настроены совсем не пессимистично. «Мы с учетом возникших обстоятельств быстро перестроили работу «Депо» на доставку», — рассказали «Москвич Mag» в группе компаний «Киевская площадь», владеющей одним из самых заметных гастропроектов Москвы. Причем фудмолл сам стал для своих арендаторов витриной и предоставил возможность заказывать еду из корнеров и продукты из гастромаркета «в одну корзину». Правда, оценивать динамику спроса в «Киевской площади» не стали.

Фото: shutterstock.com