Когда в прошлом году фонд «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца вдруг предложил раскопать и вывести из коллектора старинную московскую реку Неглинку, урбанисты объяснили это так: «Москва обладает богатым водным ресурсом, который практически не используется в рекреационных целях». Вскоре после этого московское бюро «Стрелка» представило на суд публике еще более радикальную стратегию: в исследовании «Москва — город ста пятидесяти рек» специалисты предложили вспомнить также о других незаслуженно забытых, с их точки зрения, водных ресурсах вплоть до ручьев Вавилон и Черторый.
Обе идеи можно было бы счесть милыми урбанистическими фантазиями, если бы московская мэрия в этом году сама не взялась за масштабную водную реформу. Там тоже видят огромный нераскрытый потенциал московской реки и заявляют, что хотят вернуть регулярные перевозки пассажиров по воде. Раскапывать реки пока не предлагают, но обещают запустить водные электротрамваи и навести порядок в уже существующем — частном — флоте. Первые изменения начались с текущим сезоном навигации, и их суть хорошо описывается теми же словами, что и проекты урбанистов: нужно дать москвичам доступ к воде. А точнее сказать, вернуть.
«Москвичи» и «Ракеты»
Первые речные трамваи начали ходить в Москве в начале 1920-х годов. Речные перевозки развились в своего рода транспортную систему еще до открытия первого участка метро в 1935 году — к тому времени число судов, ходивших по Москве-реке, приблизилось к семидесяти. Самыми популярными речными маршрутами были длинные: от Дорогомиловского моста до завода АМО, вскоре переименованного в ЗиЛ, и от Большого Каменного моста в далекое подмосковное Заозерье (недалеко от Лыткарино).
Развитие речных перевозок прервала война, но после нее на Москве-реке водный транспорт расцвел пуще прежнего: появились десятки причалов, новые суда, в том числе «Ракеты» на подводных крыльях (они, как правило, вывозили москвичей за пределы города), и самые популярные теплоходы — «Москвичи». Они курсировали по регулярным маршрутам в Нагатино и Печатниках, от парка Горького до Южного речного вокзала, в Строгино, Щукино и Серебряном бору, в Филях и Мневниках, от Крылатского до Киевского вокзала и Новоспасского моста за «Павелецкой».
«В Крылатском, справа от Гребного канала, был пляж — там все купались, — вспоминает москвичка Галина Суханова, прожившая в соседнем Кунцево с 1972 по 1987 год. — А рядом был причал с кассой, где можно было купить билет на теплоход “Москва-80” и доехать до Киевского вокзала, а дальше и до Ленинских [Воробьевых] гор. По пути были остановки — к Киевскому вокзалу набиралось много народу. Еще один теплоход ходил у Серебряного бора. Мы не воспринимали кораблики как транспорт — это была неспешная прогулка».
С распадом Советского Союза речные перевозки постепенно пришли в упадок по всей стране, но речные трамваи в Москве оставались. Можно было проехать несколько остановок, например от парка Горького до кинотеатра «Ударник». История закончилась в 2006-м, когда город перестал выделять дотации на речной транспорт, а суда отдали на откуп частным компаниям. Их и до сих пор используют как экскурсионные и банкетные.
«Суда сюда»
Спустя 16 лет новая речная реформа обещает «сделать Москву-реку снова великой». Заммэра Максим Ликсутов говорит о том, что нужно цивилизовать набережные — так же как в 2012 году начали цивилизовывать парковки, так же как в свое время избавились от маршруток, так же как одной прекрасной «ночью длинных ковшей» снесли сотню ларьков у метро во имя стандартизации. На реке это значит: упорядочить хаос с перевозчиками, составить единое расписание, обеспечить причалы понятной навигацией и создать единый ресурс для покупки билетов на теплоходы. Из «водных маршруток» сделать «водные электробусы».
«Мы планируем исключить такое понятие, как продажа билетов с рук. Это незаконное и небезопасное явление, от которого давно пора было избавиться. Борьба за пассажира, промоутеры из 1990-х, завышение цены поездки в три-пять раз, если ты не купил билет заранее», — перечисляет Ликсутов.
Побывав на днях на причале «Киевский», который раньше назывался «Киевский вокзал», я убедился, что изменения будут вводить постепенно — реформа только начата. На причалах уже есть таблички «Не покупайте билеты с рук», но зазывалы никуда не делись и как будто стали еще настойчивее. Из динамиков банкетного корабля, проплывающего мимо, орет хит Любови Успенской про «уеду куда-нибудь». По словам мэра Собянина, скоро перевозить пассажиров смогут только те, кто получил разрешение и соответствует единым стандартам речных перевозок. Но что это за стандарты, неизвестно, я бы прописал там запрет на песню «Кабриолет».
На причалах уже появились новые схемы водного транспорта Москвы, на которых разными цветами, как линии метро, обозначены восемь обновленных прогулочных маршрутов: Северный (от Киевского до Китай-города), Исторический (от Воробьевых гор до Новоспасского моста), Центральный (от парка Горького до «Зарядья»), Круговой (вокруг Болотного острова), Южный (от «Зарядья» до Печатников), Коломенский (от Коломенского до Братеево), круговой Серебряный бор и маршрут от Северного речного вокзала до Химок. Билет можно купить либо в кассе (но они есть пока не на каждом причале), либо на сайте «Суда сюда» — официальном едином агрегаторе. Там пока есть не все рейсы, а цены заметно выше, чем на других частных агрегаторах и даже непосредственно на причале: билет на большинство прогулок стоит 1 тыс. рублей. Возможно, скоро это исправят.
Отдельная опция — переправа от Северного речного вокзала к причалу «Захарково», которую восстановили в прошлом году после 14-летнего перерыва. За 15 минут по цене поездки на метро можно попасть с одного берега на другой — из Левобережного района в Южное Тушино. Как утверждает замруководителя дептранса Алексей Митяев, популярность маршрута превзошла ожидания: за несколько месяцев по переправе перевезли больше 70 тыс. человек.
Электрическая «игрушка»
Однако все описанное выше только прелюдия к триумфальному «возрождению речного общественного транспорта». Кульминация, по задумке дептранса, наступит после запуска электрических речных трамваев — инновационных «водных электробусов». Официально о дате запуска ничего не говорят, но организатор перевозок «Пассажирский порт» обещал, что первый такой трамвай выйдет на рейс в июле. Во всяком случае, весной первая «Синичка» (так назвали речной трамвай — по левому притоку Яузы) отправилась на Москву-реку проходить испытания, которые до сих пор продолжаются.
«Водные электробусы» будут ходить по двум маршрутам: от парка «Фили» до Киевского вокзала и от Печатников до Автозаводского моста. Около трети причалов расположено возле строящихся у нас на глазах жилых комплексов, и именно жители этих ЖК в первую очередь будут использовать речные трамваи как транспорт. Например, дорога от новостройки в Хорошево-Мневниках до «Москва-Сити» займет около получаса.
Речными трамваями можно будет пользоваться и как переправой: в пути они будут причаливать то к одному берегу, то к другому. Например, из Печатников до Коломенской набережной, где нет мостов, можно будет добраться за три минуты чистого пути (но нужно закладывать еще путь до причалов и время ожидания).
И все-таки для подавляющего большинства пассажиров «водные электробусы» скорее станут плавучими коворкингами. Из «инновационного транспорта» они превратятся в аттракцион невиданного московского комфорта. Собянин говорит, что «по уровню комфорта речные трамваи даже лучше, чем электробусы и новые вагоны подземки». FacePay и «Тройка», USB-зарядки и телевизоры, кресла и столики, стоянки для велосипедов и самокатов — все включено. На футуристичных круглых причалах — кофейни, Wi-Fi и зоны отдыха.
«Наша задача по сути — сделать из судов “третье место”, то есть место не дома и не на работе, где человеку комфортно, — рассуждает Митяев. — Где он может взять кофе, посидеть в интернете, при этом перемещаясь по своим делам. И это, наверное, самый современный транспорт вообще в России».
Слушая все это, невольно вспоминаешь монорельс — «дорогую игрушку Лужкова». Бывший градоначальник, запуская его, тоже говорил об «инновационном» и «экологичном» транспорте, пророча ему большое будущее. Сейчас же никто не знает, что с монорельсом делать. Может быть, у каждого мэра со временем должна появиться такая «игрушка»? Насколько полезной окажется последняя — «водный электробус» — узнаем скоро.
Фото: АГН «Москва», sobyanin.ru