Когда я ближе к концу нулевых годов получила права и впервые села за руль золотистого «Сузуки Джимни», то сразу оказалась на дороге, где нужно было избегать определенных категорий водителей. После долгого перерыва я снова села за руль и обнаружила, что ситуация заметно изменилась — сейчас опасны все.
Примерно десять лет назад в подборке были: пацаны на больших черных джипах, женщины на маленьких красных машинках, деды на старых «Волгах», тонированные «Лады», особенно с 05/06 регионом на номере, «газелисты» всех мастей.
Первые хамили, вторые тупили, третьи ездили «как в танке», четвертые темпераментно жгли, от пятых неизвестно, чего ожидать. Так, однажды на пустой проселочной дороге «Газель» впереди меня неожиданно остановилась и сдала назад, смяв гармошкой капот моей машины: водитель пропустил поворот и хотел обратно.
Также моя инструктор по вождению Татьяна научила меня бояться «большого железа», от троллейбусов до фур. Быть начеку весной, когда на дорогах появляются «подснежники» — автовладельцы, ставящие на зиму машину в гараж и с началом сезона напряженно ползущие в крайнем левом ряду со скоростью 40 км/ч.
И всегда помнить правило трех Д: дай дорогу дураку.
В 2019-м стали опасны почти все, потому что сидят за рулем в телефонах: чаты, соцсети, сериалы. И это — виляние за пределы своей полосы (даже на загородной трассе и скорости под 100 км/ч), резкое нажатие на тормоз и потом ускорение, тупка при поворотах, врезание впереди идущему автомобилю в задницу в пробке.
В прошлом году взвинченная перепиской в мессенджере девушка оставила отпечаток значка «Мерседеса» на бампере моей «Субару». Все это было на скорости 20 км/ч, с не слишком радикальными повреждениями и даже стильно (мерседес-тату!), но глупо и совсем не вовремя.
По статистике использование телефона за рулем – вторая причина ДТП после состояния алкогольного опьянения. Если вы набираете сообщение при управлении автомобилем, вы увеличиваете вероятность попасть в аварию в шесть раз: скорость реакции при этом снижается на 30%.
Дальше — таксисты-азиаты, которые не знают города, «сидят» в навигаторе, но и с ним не справляются, могут резко затормозить в крайнем левом ряду и начать перестраиваться через пять полос на трассе, чтобы поехать на вызов. «Как на ишаке по аулу», — слышала я характеристику этой манеры езды. А могут и «воткнуть» за рулем после полутора суток без сна.
Я крайне редко вызываю такси и часто читаю в фейсбуке зверские истории про поведение этих самых таксистов, которые огрызаются или грызут семечки, упрекают женщину в том, что она женщина и посмела указывать дорогу, блокируют двери или высаживают на Третьем кольце, и никакие такси-агрегаторы не несут за это ответственности. Кстати, эмоции — это третья причина ДТП.
Еще одна новая категория — каршеринги. Наверное потому, что не свое — не жалко. То есть это действительно очень удобный сервис для города, в котором парковка в центре стоит 380 руб./ч, но у этих забрендированных авто часто уникальная манера езды — на повышенных скоростях (лихачество — причина ДТП №4, но гонщики были всегда), по диагонали, без использования поворотников.
Конечно, каршерингом пользуются многие опытные автомобилисты, которые соблюдают ПДД и на своем, и на чужом. Но часто на дороге кажется, что за рулем там оказываются люди без прав и вообще даже без головы. Стараюсь держаться подальше.
Пешеходы! Пешеходы, которые переходят вообще не глядя. С детьми. В наушниках. В капюшонах. В темноте. Очень опасно.
В сети можно найти отрезвляющий ролик про ловушки на дорогах, который стоит посмотреть не только водителям, но и пешеходам. В одну такую я сама чуть не попала на днях: двухполосная дорога, я в левом ряду, машина справа резко тормозит перед переходом, я едва успеваю — передо мной появляются бабушка и внучка, они идут не спеша и смотрят друг на друга — не на дорогу. Зимой при всем желании я могла бы не успеть. Тот, кто сидит в телефоне, мог не успеть бы и летом.
В Москве и Подмосковье очень избалованные и потерявшие чувство самосохранения пешеходы — я поняла это в Риме, где стала по привычке смело идти по зебре, но машины не особо тормозили, мопеды просто объезжали меня и продолжали ехать, а римляне не торопились выходить на дорогу и дожидались полной остановки машин.
Очень люблю водить машину, но сейчас, когда, проехав через всю Москву, возвращаюсь в свой загород и ставлю машину в гараж, выдыхаю с облегчением и ощущением, что вернулась из джунглей. Где раньше было примерно понятно, кто есть кто и чего стоит ждать, а сейчас нужно ежесекундно адаптироваться к хаосу.