Кирилл Романов

Сокровища Государственного исторического музея

10 мин. на чтение

В 1597 году по приказу Бориса Годунова на северной стороне Красной площади было возведено здание Земского приказа. По сути оно стало городской ратушей. Отсюда отцы города собирали налоги, управляли коммунальной инфраструктурой, строительством дорог, тушением пожаров, благоустройством и полицейским делом.

Но земское ведомство ветшало вместе со своим зданием, которое сгорело во время пожара в 1701 году.  По приказу Петра I на этом месте возвели здание Главной аптеки, которое уже в правление Елизаветы Петровны было отдано под размещение Московского университета. Еще столетие спустя участок земли на северной стороне Красной площади выкупила у казны Московская городская дума. Новые отцы города сначала хотели строить на месте древнего Земского приказа новое здание городского парламента. Но решили, что есть более важная задача: построить на «лучшем месте» Красной площади Исторический музей. «Учреждаемое хранилище памятников жизни народной само станет всероссийским памятником, который будет свидетельствовать о любви народа русского к своему отечеству, об уважении его к исторической святыне и к подвигам предков».

Парадные сени русской истории

— Посетители в музее разные, — говорит методист по научно-просветительской деятельности музея, кандидат исторических наук Артем Арутюнов. — Кто-то монархист, кто-то республиканец, кто-то анархист-безмотивник. Но история страны одна на всех. Поэтому каждый должен найти у нас в музее «свою» витрину или «свой» зал. Восхититься и прийти вновь.

Выстроить рассказ об истории России так, чтобы отразить все ее грани, учесть все противоречия и сложности, исключительно трудно. Но за полтора века своего существования музей, «воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа», разделил со страной немало героических и трагических событий и сам стал неотъемлемой частью ее прошлого и настоящего.

Архитектор Владимир Шервуд, который выиграл конкурс проектов здания будущего Исторического музея, был внуком английского инженера, переселившегося в Россию, но вдохновлялся он примерами русского зодчества XVI−XVII веков. Интерес к национальной истории и культуре в те годы вызвал к жизни целый архитектурный стиль, который часто называют «псевдорусским». Строительство музея, который должен был стать символом русского прошлого, вызывало острые споры. Один из основателей музея историк Иван Забелин, например, писал, что архитекторы музея «поступают с великим своенравием и проектируют что-то совсем не русское». Но спустя столетие ЮНЕСКО внесло здание ГИМ в свой список Всемирного наследия как часть ансамбля Красной площади. Как и сама русская история, ее главный музей рождался как сплав старинных традиций и иностранного влияния, взаимодействие которых создавало новые формы национальной культуры.

Валентин Серов. Портрет Василия Забелина, 1892

— Как и любой традиционный русский дом, наш музей начинается с сеней, — начинает экскурсию Артем Арутюнов. — Парадные сени — роскошный, богато украшенный зал. У посетителей с первого шага должно возникнуть ощущение, что у нас богатая, насыщенная и интересная история. Главный элемент декора здесь — Древо государей российских.

Эта роспись не сразу стала программной для музея. Изначально планировалось сделать главным мотивом оформления Парадных сеней сцены, посвященные крещению Руси. Но вскоре строящийся музей столкнулся с финансовыми трудностями. Денег меценатов не хватало. В 1881 году здание музея было принято в казну, и он получил новое название: «Императорский Российский Исторический музей». В итоге «Парадные сени русской истории» украсили 68 портретами князей и царей из двух династий — Рюриковичей и Романовых.

— Эрудированные школьники часто спрашивают, почему здесь нет портретов Годуновых, — говорит Артем Арутюнов. — Мы объясняем, что роспись подчеркивала легитимность правящей династии и ее преемственность по отношению к Рюриковичам. Кроме того, роспись в сенях возникла не сама по себе, а как своеобразная «реконструкция» росписи сводов паперти Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, являвшегося усыпальницей бояр Романовых.

Сокровища

Государственный Исторический музей занимает почетное второе место в мире по числу единиц хранения — более 5 млн предметов. Впереди оказался только Британский музей, в котором хитрые англичане скопили 14 млн экспонатов со всех концов колонизированной ими планеты. Но и соседи по рейтингу снизу дают основания гордиться: на третьем месте в мире Эрмитаж, Лувр лишь на четвертом. Впрочем, большинство реликвий хранятся в запасниках. Только 0,5% предметов выставлено на постоянной экспозиции в здании на Красной площади. Другие экспонируются в ходе специальных выставок. Но сотни тысяч исторических реликвий можно увидеть лишь в электронном каталоге ГИМ. Сохранять древние артефакты непросто. Сотрудники музея соблюдают сложнейшие правила хранения: температурный режим, уровень допустимой влажности и освещения. Выполнять эту кропотливую работу помогает генеральный спонсор музея — ПАО «Промсвязьбанк». Кроме того, банк помогает организовывать выставки и показывать сокровища Исторического музея в регионах России.

— Наша гордость: одно из древнейших плавательных средств в мире, — показывает мне Арутюнов на сделанную из ствола исполинского дуба лодку-долбленку, найденную археологами на берегу Дона под Воронежем.

Древняя лодка была практически современницей египетских гробниц и вавилонского царя Хаммурапи, известного своим сводом законов. Это предмет викторины для школьников: им предлагают проявить наблюдательность и ответить, сколько людей плавали на этом судне. Впрочем, каменный век больше интересен взрослым.

— Взрослых интересует быт: как ходили в туалет во время дальних плаваний? Как стригли ногти в каменном веке? Дети к этому равнодушны — их волнуют другие детали. Например, куда удобнее сесть, где держать груз, может ли лодка перевернуться.

Посреди следующего зала, посвященного бронзовому веку, стоит огромный дольмен. Дольмены традиционно вдохновляют распространенный фольклор, связанный с верой в инопланетян, мистические путешествия между мирами и сакральные тайны исчезнувших цивилизаций. Весь этот архив нелепых мифов часто вываливают на экскурсоводов взрослые посетители. Дети не поддаются на антинаучную пропаганду и начинают строить житейские догадки: «Может, это дом? Загон для скота? Туалет?» Из-за круглого отверстия в передней плите, дети часто принимают дольмен за инструмент совершения казней: «Так вот как выглядит гильотина?» Под исполинскими каменными плитами, найденными в Туапсинском районе в 2008 году археологи обнаружили останки более 70 человек, лежащие в неестественных позах.

— Это склеп, — объясняет Артем Арутюнов. — Причем склеп той эпохи, когда формируется классическое понимание смерти и загробной жизни, во многом сохранившееся до сих пор.

Некоторые экспонаты были предметом интереса кладоискателей на протяжении многих веков вплоть до современности. Например, знаменитый Таманский саркофаг, один из самых ценных памятников античности за пределами Греции. Его обнаружили в годы Первой мировой войны на Тамани. Но вскоре грянула революция и стало не до спасения античных древностей. Во время Великой Отечественной войны нацисты с их страстью ко всему древнему и мистическому попытались вывезти каменную гробницу в Рейх. Поняв, что терпят поражение в Крыму, фашисты в бессильной злобе разбили крышку саркофага, облили его мазутом. Советским реставраторам потом пришлось склеивать более 1600 каменных осколков, чтобы вернуть памятнику прежний вид.

Самая важная часть экспозиции начинается, разумеется, с зала, посвященного формированию Древнерусского государства. У входа посетителей встречает первая русская монета — «златник Владимира». Этих золотых кругляшков конца Х века сохранилось всего 10 штук. «Володимер на столе, а се злато его» — гласит кириллическая надпись на аверсе и реверсе монеты.

Возникновение Киевской Руси — самая популярная историческая тема у современной молодежи, объясняет мне Арутюнов. Ребята плохо понимают, как возникает государство, что определяет его историческую судьбу, и тянутся к этой загадке.

— Школьники путают признаки и символы государства, — рассказывает экскурсовод. — Им кажется, что государство — это его гимн, герб, флаг. Что это территория и социальная организация населения, им понять сложно.

Гораздо проще понять своих сверстников, живших столетия назад. В зале, посвященном древнерусскому городу, экспонируется берестяная грамота мальчика Онфима из Новгорода. Живший накануне или в годы монгольского нашествия подросток оставил удивительные свидетельства своих школьных упражнений. Он выводил на кусочках бересты буквы и слоги, переписывал фрагменты из Псалтири или стандартные обороты деловой переписки: «Взыскать с Дмитра должки». И тут же, когда выдавалась свободная минута, он рисовал картинки, на которых изображал себя и своих друзей. Рисунок всадника, поражающего врага, подписан детским почерком: «Онфиме». Удивительное ощущение, что мальчик, живший почти 800 лет назад, делал все то, что и по сей день делает каждый мальчишка в России, позволяет лучше почувствовать связь времен.

Шестая часть из 1214 берестяных грамот хранится в ГИМ. Хотя в основной экспозиции представлены всего две из них, самые знаменитые. Такая же пропорция и с книгами. Музей владеет 29 из 196 дошедших до нас домонгольских русских книг.

В зале, посвященном образованию Московского государства, выставлены предметы из знаменитого Симферопольского клада. Его обнаружили в 1960-х годах рабочие, рывшие котлован на окраине административного центра Крымской АССР. Более 300 предметов конца XIII — начала XV века стали уникальным источником, позволяющим исследователям изучать историю Золотой Орды. Посетители ГИМ могут рассмотреть личные вещи и ханскую пайзцу золотоордынского баскака.

Эти дальние предки налоговых инспекторов всегда носили при себе свою удостоверение — тяжелую металлическую пластину с вверительной надписью, дававшей право собирать налог. «Покровительством Вечного неба, приказом хана Кильдибека — кто не повинуется, тот умрет!» — гласит надпись, выполненная на монгольском языке. Как и сегодня, обреченные налоговому гнету страны стремились уйти от выплат, ссылаясь на бедность и подделывая документы. Иногда на баскаков нападали, как на сегодняшних коллекторов микрокредитных организаций. В 1327 году жители Твери восстали против сбора дани, убили ордынского баскака и сожгли его свиту заживо. Этим воспользовался главный соперник Твери московский князь Иван Калита, который получил у хана 50-тысячное войско и разгромил восставших. С тех пор Москва стала главным городом Северо-Восточной Руси, возвысившись над соперниками. Во многом благодаря своей налоговой лояльности и дипломатической гибкости завоевала она право через 600 лет стать местом расположения главного исторического музея страны. Возможно, не будь Тверского восстания, москвичам пришлось бы ездить в Тверь, чтобы смотреть на пайзцу ордынского баскака.

От грозного царя Ивана Васильевича осталось не так много вещей. Пожалуй, самой уникальной является хранящаяся в ГИМ книга предположительно с личным автографом Грозного. Это был Лицевой летописный свод, подготовленный дворцовыми дьяками. Царь придирчиво перечитал рукопись, а на страницах, посвященных его собственному правлению, оставил несколько пометок и примечаний.

Залы чередуются один за другим. В каждом есть как минимум один шедевр или реликвия. Глобус шведской королевы Кристины, за который она не внесла предоплату, и который поэтому предприимчивые голландцы пытались продать русскому царю Петру за 16 тыс. руб. Курс тогда был высокий, почти как теперь: дом в Москве можно было купить за 10 руб. Тут даже царь поразился дороговизне импорта и отказался покупать чудо европейской научно-производственной деятельности за такие деньги. Петровская выдержка принесла плоды. Через несколько лет голландцы сделали скидку, и глобус ушел в Россию всего за 1600 руб.

Среди реликвий ГИМ многие связаны с войнами, ведь воевать России на протяжении истории приходилось немало. В зале, посвященном Смутному времени, хранится сабля князя Дмитрия Пожарского, возглавлявшего Народное ополчение, которое изгнало из Москвы польских захватчиков в 1612 году.

В следующем столетии Россия уже была великой державой. Она побеждала большинство своих противников и присоединяла к своим владениям все новые территории. Одним из важнейших приобретений стал Крым, который окончательно перешел к России по итогам русско-турецкой войны 1787−1791 годов. Настоящим героем этой тяжелой кампании стал великий Александр Суворов, одержавший несколько блестящих побед над турками. За битву при Рымнике он получил графский титул сразу в двух империях — Австрийской и Российской, а также орден св. Георгия 1-й степени, которым особенно гордился. Подлинные лента и шитая орденская звезда  выставлены в основной экспозиции ГИМ.

Для Екатерины II идеалом было сильное государство с управляемым структурированным обществом, подчиняющимся разумным законам. В витринах музея можно увидеть материальные свидетельства екатерининской эпохи — каждое со своей историей. Вот, к примеру, перчатка августейшей императрицы. Однажды Екатерина посещала Московский воспитательный дом для сирот. И, видимо, будучи чем-то тронута, она изволила снять свои изящные перчатки и подарить левую «питомцу под номером 473 по имени Иван Герасимов», а правую «питомцу под номером 530, Никите Андрееву». Судьбы этих мальчиков неизвестны. Но одна из перчаток так и осталась в приюте, а вторая принадлежала его выпускнику и его потомкам. Лишь через полтора столетия перчатки императрицы воссоединились вновь — в коллекции Исторического музея. Правда, экспонируют их всегда по очереди, чтобы обеспечить сохранность. Насмотревшись на деталь августейшего туалета, достаточно повернуть голову, чтобы увидеть ножные кандалы и железную клетку, в которой ожидал казни самый знаменитый мятежник XVIII столетия Емельян Пугачев.

В зале, посвященном началу XIX века, хранится нумизматическая редкость — «Константиновский рубль». Их успели отчеканить на Монетном дворе всего восемь штук за две недели междуцарствия после смерти Александра I.

Век XIX тоже был полон войн и сражений. Отечественная война 1812 года заслужила создание собственного музея, который также входит в состав ГИМ. А память о других кампаниях бережно хранят в этих залах. Сабля генерала Ермолова, которую ему подарили жители захваченного дагестанского аула Акуша в знак благодарности за великодушие: побежденным сохранили не только жизнь, но и имущество. Крымская война, несмотря на свой трагический исход, стала синонимом беспримерного мужества и героизма русских солдат и офицеров. Об этом напоминает порванная шинель адмирала Владимира Нахимова, руководившего обороной Севастополя и убитого на боевом посту в октябре 1854 года. «Ну, господа, предоставляю вам отстаивать Севастополь. Не отдавайте его», — произнес адмирал перед смертью.

Как и полтораста лет тому назад, заканчивается экспозиция Исторического музея концом XIX столетия. Современная история России началась с революционной попытки противопоставить настоящее и будущее прошлому. Один из эпизодов этой драмы развернулся прямо в залах Исторического музея.

В апреле 1917 года произошло такое. «В открытые залы музея вошел солдат-малоросс, — описывал это современник, — и начал кричать: “Вот куда наши трудовые гроши тратят: строят миллионные домы для хранения поганых черепков и никуда не годных бумаг! Товарищи! — обратился солдат к сбежавшейся публике, — весь этот навоз нужно выбросить вон, а в доме устроить фабрику!” Произошло движение. В музее оказалось много солдат и чернорабочих, и они, видимо, разделяли взгляды оратора». К счастью, фабрику в Историческом музее не открыли.

Впрочем, в запасниках ГИМ хранится немало уникальных экспонатов, которые могли бы продолжить хронологические границы сегодняшней экспозиции. Но…  «На современность у нас просто не хватает площадей, — пожимает плечами Артем Арутюнов. — Музейный комплекс расширяется, и мы надеемся, что у Исторического музея будет возможность показать все богатство своих коллекций».

Фото: пресс-служба Государственного Исторического Музея, shutterstock.com, catalog.shm.ru

Подписаться: