Редакция Москвич Mag

Сотовые компании продают правительству Москвы персональные данные, на которых вы могли бы зарабатывать сами

2 мин. на чтение

За вами следят, но это нормально. Оказывается, сотовые компании передают правительству города те самые «персональные данные», которые в нашей стране охраняются довольно несовершенным законом.

Правда, в «обезличенном виде», то есть вы там фигурируете не как человек с конкретным ФИО, а как статистическая единица, так что бояться вроде бы нечего. О факте многолетнего сотрудничества чиновников с высокотехнологическими компаниями сообщила в понедельник газета «Ведомости», проанализировавшая данные по госзакупкам.

Намерения у этого альянса, как всегда, благие — благодаря передаваемым вашими сим-картами данным о том, как вы перемещаетесь, часто ли ездите на дачу, где работаете и где ночуете, город проектирует новые дороги и элементы инфраструктуры, увеличивает или уменьшает количество ее элементов — дорог, торговых площадей, школ, детских садов и др. Данные передаются также Институту Генплана Москвы, который может с их помощью с гораздо более высокой точностью проектировать, скажем, новые кварталы Москвы или другие дорогостоящие стратегические инициативы.

«Ведомости» пишут, что департамент информационных технологий только в прошлом году потратил 101,8 млн рублей на закупку таких данных. Сотовые компании получают большие прибыли от продажи этих данных. Причем продают их не только государству — коммерческие компании закупают их тоже; с их помощью можно анализировать, выгодно или нет устраивать торговые точки или предлагать услуги в тех или иных местах города.

Однако есть в этом одно но. Ваши персональные данные — это именно ваши персональные данные, даже если они подаются обезличенными. Предположим, что сотовые компании действительно не передают, что именно человек с вашим ФИО просыпается в Ясенево в 7 утра, ведет дочку в детский сад на улице Голубинская, а затем едет с «Ясенево» до «Тульской» на работу, откуда возвращается в 19.00. Связь с именем никого и не интересует.

Зато — внимание — как раз на этих данных можете зарабатывать вы сами. Вы можете позволить различным организациям собирать данные о ваших маршрутах, потребительских предпочтениях, данных поиска в интернете или, скажем, составе семьи. Организации могут обрабатывать и продавать эти данные рекламным площадкам и торговым компаниям для того, чтобы те показывали вам только ту рекламу, которая интересна лично вам. Всем выгодно. И это не сказки — так, компания Facebook уже предлагала пользователям продавать свои персональные данные за 20 долларов.

В нашей стране Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предлагает больше — по их мнению, россияне могут зарабатывать от 15 тыс. до 60 тыс. рублей в год. Организация предложила поправки в закон «Об информации», по которым жителям страны дается право управлять своими данными; законопроект поступил Госдуму. По словам представителей ФРИИ, цель даже не в том, чтобы дать людям зарабатывать на информации о себе, а в том, чтобы передать самим пользователям управление своими данными. Причем данные будут  деперсонализированы — ваши имя, фамилия и отчество по-прежнему будут интересовать только компетентные органы.

Пока же все по-старому: сотовые компании зарабатывают, получая с нас деньги за связь, а с городского правительства и бизнеса — за геолокацию и те данные, которые можно с ее помощью выудить. Молодцы, что ж.

Фото: pxhere.com

Подписаться: