search Поиск
Редакция Москвич Mag

Спор этого лета: теперь москвичи ругаются из-за тропинок

2 мин. на чтение

Как только сошел снег и проклюнулась трава (где ей удалось пробиться через реагенты), московские ЖКХ принялись благоустраивать газоны.

В прошлом году их выкорчевали, а сверху на вскопанную землю пытались засеять семена газонной травы (которые тут же съели птицы, и зелень после зимы много где не взошла). Там, где покалеченное разнотравье все-таки выросло, сейчас делают две вещи: 1) машинами привозят землю и посыпают поверх растущей травы, 2) перекапывают тропинки, проложенные жителями, и сверху тоже засыпают их землей. Москвичи во всех районах города недоумевают: «Мартышкин труд. Нормальные люди, наоборот, из народных троп делают официальные!», «Когда-то у нас пытались реки вспять пустить…  Ну реки не перекроить, да и тропинки народ протопчет, там, где удобно. А видимость работы нас уже не удивляет. Дурдом», — пишут жители Крылатского в районной группе в фейсбуке.

«Плитку положат», — шутят другие.

Есть и альтернативное мнение москвичей: «Правильно делают, позвоночник, что ли, переломится, если лишний метр пройдут по тротуару, а не по газону. Только российское бескультурье этим не вывести, через два дня протопчут тропу рядом с перекопанным».

«По всему району перекапывают тропинки, по которым народ спешит на работу. Да, именно спешит, иначе ходили бы окольными путями. А мы, москвичи, мы такие — спешим всегда, спешим везде, нас лопатой не остановишь», — объясняют позицию любителей тропинок жители Орехово-Борисово.

Есть немало исследований и научных работ о тропинках. Мировые урбанисты склоняются к тому, что народные тропы имеет смысл уважать. Московское исследование на эту тему поддерживает международные тенденции: «Пешеход — главный пользователь транспортной инфраструктуры города. Ведь пешком ходят все: даже те, кто предпочитает передвигается на автомобиле, должны сперва как-то дойти от своего подъезда до стоянки», — сказано в исследовании урбанистов «Пешеходные дорожные сети: типичные ошибки проектирования и методы их решения».

А теперь самое интересное: в августе 2018 года Минтранс РФ выпустил свои методические рекомендации по проектированию пешеходных пространств. Документ под названием «Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Развитие пешеходных пространств поселений, городских округов в Российской Федерации».

Вот пункт 3.4 Приложения 3 из документа Минтранса: «При принятии решений следует учитывать, что в условиях современного городского развития пешеходы — приоритетные группы пользователей городской среды, а качество пешеходных пространств позволяет обеспечить благоприятное впечатление о деятельности органов власти».

Следуя этой логике, действия «Жилищника» теперь идут вразрез не только с жителями города, но и с властями. Обычно все-таки что-то одно.

Главное, что раскопки тропинок (или установка забора/клумбы на месте прохода пешеходов) не решают проблему.

«Нужно понимать, что заборы и таблички пытаются бороться с симптомами, а не с главной причиной — неэффективностью дорожно-тропиночной сети. Забор никак не решает проблему отсутствия удобного пути между важными для пешеходов точками притяжения. А значит, пешеходы будут продолжать пытаться срезать путь напрямик. Маленькие заборчики будут просто перешагивать. Более высокие могут просто сломать, и ломать их раз за разом после каждого ремонта. В живых изгородях будут протоптаны тропинки. А таблички будут просто проигнорированы», — пишут авторы исследования тропинок.

Впрочем, они выявили три причины, когда запрещать пешеходам топтать тропинки все-таки надо: если место обладает исторической ценностью и должно быть сохранено в первозданном виде, если ограды предназначены для безопасности и если это мешает другим жителям.

Ситуации, возникающие сейчас в Москве, ни под одно из этих условий не подпадают. Чем закончится (или нет) этот тропиночный спор, узнаем ближе к зиме. Когда придет время возобновлять спор из-за реагентов.

Фото: drive2.ru, @Zoya Brilliantova

Подписаться: