Александр Змеул

Точка на карте: мост «Багратион»

3 мин. на чтение

В мосту «Багратион» многое было необычно для Москвы 1990-х — и его вроде как футуристичный облик, и сама идея смеси моста и торгового центра, перекинутого через реку, и открытая смотровая площадка наверху, и траволаторы. Но главное, что мост из старого города в новый — от пафосного сталинского Кутузовского проспекта к бывшей промзоне — сообщал: здесь будут небоскребы «Москва-Сити»!

В начале 1990-х проект нового делового района, придуманный архитектором Борисом Тхором и поддержанный мэром Юрием Лужковым, казался фантастическим, поэтому мост «Багратион» стал одновременно и первым объектом «Москва-Сити», и его манифестом, и шоурумом. На мосту стоял макет будущего «Москва-Сити», на нем было видно, что мост — чуть ли не самый камерный объект района. Но надо же было с чего-то начинать.

«Багратион» был открыт в 1997-м, в год 850-летия Москвы, важной символической даты, которая праздновалась с невероятным размахом. Мост был двухуровневый — нижняя крытая часть и верхняя открытая. Через панорамные стекла нижней, основной части с одной стороны открывался вид на старый, сложившийся город — Белый дом, сталинские высотки, Бадаевский пивзавод, с другой — на самый большой котлован Европы, как любили тогда говорить московские чиновники — стройку «Москва-Сити». Что этот вид важнее, подчеркивалось чуть ли не первыми в Москве траволаторами. Виды перемежались магазинами, набор которых был более чем случайным, но это не имело никакого значения. Верхний уровень был открыт для свободного посещения, здесь среди белоснежных труб можно было почувствовать себя на палубе океанского лайнера. Мост всем своим видом (и видами) транслировал оптимизм и пресловутую устремленность в будущее.

1999

Но, что еще важнее, «Багратион» был одним из первых новых общественных пространств Москвы. Тогда их появлялось совсем немного, лужковская Москва 1990-х радикально отличалась от нынешней собянинской по идеологии, возможностям, подходам и, что важно, эстетике. Поэтому многие пространства выглядели архаичными уже в момент своего появления — Манежная площадь, пара пешеходных улиц в центре и пешеходные мосты — все это была явно несовременная архитектура, хотя и вполне созвучная времени. Постмодернистская архитектура была не просто мейнстримом, но чуть ли не официальным стилем. «Багратион» не был исключением. Его облик — труба снизу, теплица сверху и вестибюль в виде перевернутой пиалы, да еще все это в синем стекле — был скорее не современной архитектурой, а представлениями о ней.

Тем не менее в 1990-е мост смотрелся невероятно футуристично, сюда специально приезжали посмотреть и сфотографироваться. Здесь любили снимать видео и фильмы — кипели страсти в видео «Нелюбовь» «Гостей из будущего», блистала Наталья Ветлицкая в клипе «Была не была». Здесь снимали сцены характерных фильмов того времени — «Страны глухих» Валерия Тодоровского и «24 часа» Александра Атанесяна.

2019

Со временем «Сити» активно развивался. Правда, по проекту Бориса Тхора были построены лишь сам мост и «Башня 2000» со стороны Кутузовского проспекта. И хотя общая идея Тхора осталась, масштаб центра невероятно увеличился — зданий стало больше, а сами они — крупнее и выше. На его фоне мост катился по наклонной, все больше и больше превращаясь в смесь торгового центра и рынка из 1990-х. Каждый квадратный метр был заполнен какой-то торговлей и забегаловками, а панорамные стекла настолько помутнели, что сквозь них уже трудно было что-то увидеть. Пару лет назад для изменения облика моста пригласили бюро Archpoint Валерия Лизунова — архитектора, который спроектировал десятки, если не сотни ресторанов, кафе и баров, а потом и сам стал и ресторатором.

2020

Archpoint сделали пространство более современным. В отделке появилось много дерева, продуманное освещение, вместо подвесного потолка — потолок, открывающий конструкции, стойки кафе посередине и много магазинов, немного уличной мебели. «Багратион» стал одним из множества пространств «Сити», которые проходят, но куда не приходят специально. Ну, знаете, идешь из метро в небоскреб или из небоскреба в торговый центр и по пути тебе попадаются какие-то точки. Сюда незачем специально приходить — вида на город уже практически нет (как нет и траволаторов). Это сплошная линяя магазинов, которые прерываются в паре мест, и из этих закутков открываются виды все через те же грязные синие окна. Грусть, печаль, тоска и никакого оптимизма и устремленности в будущее, как это было почти четверть века назад.

Конечно, «Багратион» был, есть и останется памятником своему времени. При входе на мост висит мемориальная доска, посвященная Борису Тхору. Он сосредоточенно и немного укоризненно смотрит, держа в руках очки и оперевшись на «Багратион» и «Башню 2000», за его спиной — очертания небоскребов, в которых можно узнать первоначальный проект «Сити».

Фото: Сергей Духанин/pastvu.com, archpoint.ru

Подписаться: