В новом спектакле БДТ женщина разговаривает со своим мозгом о призвании, любви и предательстве
В рамках экспериментальной программы «Четыре. Современная режиссура в Каменноостровском театре» на Второй сцене петербургского БДТ состоялась премьера спектакля «Женщина и мозг».
Режиссер Кирилл Вытоптов, в прошлом году поставивший на этой же сцене «Водевиль Дилетант» по пьесе Василия Шкваркина 1928 года, на этот раз обратился к современной драматургии: пьесу «Женщина-Фауст разговаривает со своим мозгом» московский автор Саша Денисова написала специально для Большого драматического.
В центре сюжета — история 37-летней Зины, колумнистки глянцевого журнала, которая мечтает стать великой писательницей, но пока не продвинулась дальше популярных заметок в фейсбуке. У нее есть лучшая подруга — мать-одиночка по прозвищу Рапунцель, покладистый муж, программист Митя, и свекровь Татьяна Яковлевна, женщина несгибаемой воли. Но самое главное — у Зины есть Мозг, «импозантный мужчина в возрасте», как сказано в списке действующих лиц. Мозг мудр, саркастичен и требует, чтобы Зина взялась за великое, то есть за роман. В роли Мозга — одна из главных звезд БДТ народный артист России Валерий Дегтярь, а Зину играет Юлия Марченко, известная зрителям по фильму «Герда», сериалу «Вертинский» и театральным работам в спектаклях Эймунтаса Някрошюса, Кристиана Люпы и Андрея Могучего.
«“Женщина и мозг” — это разговор о современной женщине, даже женщинах, — считает драматург Саша Денисова. — О сложном устройстве современного сознания. О том, что составляет современность, пусть повседневную, мелкую, но и драматичную. Может, где-то этот стендап и перерастет в античную трагедию о призвании и разводе, любви и предательстве. Мозг Зины — ее альтер эго, он иронично комментирует ее действия, в отчаянии вопит об ошибках и жалеет в минуты краха. Может быть, он и есть душа?»
Актриса Юлия Марченко ответила на несколько вопросов «Москвич Mag».
Расскажите, пожалуйста, немного о вашем персонаже. Чем она живет, о чем думает и о чем мечтает?
Мой персонаж — писательница, которая состоялась пока только на уровне еженедельных журнальных колонок. Про себя моя героиня мало пишет, зато довольно жестко описывает посторонних людей: наблюдает за ними, охотится, ведь колонки должны появляться каждую неделю. А Мозг ей постоянно твердит, что надо взяться за большой роман, у тебя есть способности, ты великий писатель. Но чтобы написать роман, надо что-то прожить. И вот в этой гонке с Зиной случается влюбленность, которая ставит перед ней главный вопрос: что ты выбираешь? Она хочет жить, как простой человек, любить, броситься в это прекрасное чувство, но есть отягчающие обстоятельства и у нее, и у ее избранника. В какой-то момент она понимает, что единственный, кто с ней остается, — это ее Мозг. Но очень важно, что, пережив эту любовную историю, Зина начинает видеть боль других людей и относиться к ним более человечно. И она наконец готова взяться за роман.
Насколько Зина близка вам и чем именно?
На самом деле, в любой роли ты пытаешься говорить с самим собой. Работая над своим персонажем, ты ищешь в нем то, что в тебе отзывается. Для меня сейчас такой этап в профессии: я рассматриваю роль даже не как возможность что-то сыграть или сказать зрителю, а скорее как возможность задать вопросы себе и с самой собой разобраться.
В описании жанра спектакля часто встречается слово «стендап». Означает ли это, что вам нужно работать непосредственно «в зал», обращаясь напрямую к зрителю? И как вы вообще относитесь к стендапу?
Я очень хорошо отношусь к жанру стендапа — у людей есть возможность откровенно говорить о вещах, которые их волнуют. Когда мы репетировали спектакль, я была одним из инициаторов того, чтобы не за четвертой стеной какую-то историю рассказывать, а быть в непосредственном диалоге со зрителями. Это очень помогает, когда ты видишь человека, именно поэтому мы попросили освещать иногда зрительный зал.
Расскажите, пожалуйста, о вашей работе с замечательным актером Валерием Дегтярем, который играет Мозг. Как вам играется вместе?
Наверное, на третий или четвертый день «застольных» репетиций я почувствовала, что мы с Валерием как-то очень похоже себя в социуме ощущаем. Мы немножко социопаты, одиночки, и когда мы сидели за столом, то иногда ловили взгляды друг друга и понимали, что про одно думаем. Это большая удача, когда складывается такой тандем: мы же играем одного человека. Мы на этом сошлись и держимся друг за дружку.
То есть ваш мозг мог бы выглядеть как Валерий Дегтярь?
Да, мой мозг был бы очень похож на Валерия. (Смеется.) Я сначала думала, что моим мозгом мог бы быть Энтони Хопкинс или Дэвид Боуи. Но все-таки мой тип мозга — это такой тихий мыслитель, как Валерий.
Вы учились в Москве, но уже долго живете и работаете в Питере. Чем вам дорог каждый из этих городов?
В Москве я прожила четыре года — пока училась в Щукинском училище, большую часть времени проводила межу Старым и Новым Арбатом. Честно говоря, на момент окончания института я не очень любила Москву и с радостью рванула в Петербург, когда оттуда пришло приглашение служить в театре. А сейчас Москва мне очень нравится. Возможно, это воспоминание о юности, а может быть, город изменился. Именно в Москве я вспоминаю, чего я хочу, что я люблю, кто я. У меня ощущение, что там очень много сделано для людей, много парков и скамеек. Последнее время мне и вовсе кажется, что в Москве никто не работает, все отдыхают, гуляют и сидят на скамейках. (Смеется.) Мне очень нравится, что она стала чистой, приветливой, широкой, небо там светлее, не давит, как в Питере. И друзей у меня там, конечно, больше. Я очень люблю Москву. Рада, когда есть возможность поехать по работе, и всегда стараюсь добавить себе день-два, чтобы встретиться с близкими и друзьями, зарядиться.
И мои друзья-москвичи, кстати, очень любят Питер! Говорят: «Какое же чудо, что ты здесь оказалась!» И восхищаются: «Какие же здесь стильные все! Да нет, у нас в Москве все просто в дорогое одеты, а здесь каждый образ себе подбирает». Чудо Питера в том, что здесь можно встретить людей из совершенно разных эпох — и тургеневскую девушку, и гоголевскую бабушку, и панка, и рокера. Никто не стесняется, мне это очень нравится. Каждый может самовыражаться и это не выглядит как «нате, я такой», нет. Все абсолютно естественно. Я стараюсь учиться этому у молодежи и иногда надевать необычную шляпу из секонд-хенда. (Смеется.)
Ближайший показ спектакля «Женщина и мозг» на Второй сцене БДТ — 29 апреля.
Фото: Станислав Левшин