search Поиск
Редакция Москвич Mag

В онлайн-музее «Москва — с заботой об истории» можно посмотреть, как работали театры во время войны

3 мин. на чтение

В онлайн-музее «Москва — с заботой об истории», который был открыт Главархивом и центрами госуслуг «Мои документы», можно увидеть, как московские театры не только играли премьеры во время Второй мировой, но и умудрялись зарабатывать.

Московские театры ждут открытия сезона, а пока ограничения не сняты, уходят онлайн, куда почти сразу переместились музейные площадки. Но во время самоизоляции на vov.mos.ru появился новый, полностью виртуальный музей «Москва — с заботой об истории»; его открытие приурочили к 75-летию Победы. Праздник 9 Мая в этом году растянулся — впереди еще парад 24 июня, в день знаменитого парада 1945 года. А на выставке в музее — ценнейшие экспонаты и свидетельства о том, как жил город во время Второй мировой. В частности, его театры, которым приходилось выживать в гораздо более суровых условиях, чем сейчас.

Артисты фронтовой бригады МХАТ им. М. Горького разыгрывают сцену из репертуарного спектакля театра перед группой воинов Западного фронта в районе г. Малоярославца. 1942. Фото А. Становова./Главархив Москвы

Знаете ли вы, например, что в самом грозном для Москвы 1941-м столичные площадки умудрились представить за год 50 новых или возобновленных постановок? Среди них «Мария Стюарт» в Театре Революции, «Машенька» в Театре имени Моссовета, «Адмирал Нахимов» в Камерном театре, новая постановка «Сильвы» в театре Оперетты, «Штраусиана» в Театре имени Станиславского. При, увы, неполных залах — посещаемость Театра имени Станиславского упала до 48,6%, Театра имени Немировича-Данченко — до 68%, Камерного театра (сейчас это театр им. Пушкина) — до 51%. Большая часть театров были эвакуированы из Москвы, остальные продолжили работать, едва ли не под бомбежками репетируя премьеры.

Сцена из спектакля Государственного академического Большого театра СССР «Партизаны в степях Украины». 1941. Фото А. Горнштейна/Главархив Москвы

Правда, часть актеров забирала себе война — не в качестве солдат, а как членов фронтовых артистических бригад, с которыми театры целыми труппами выезжали для работы на Западном фронте. В Москве даже создали Комсомольско-молодежный фронтовой театр, который на постоянной основе отправлял в полевые театры целые постановки. В 1943 году провели специальный смотр таких театров и бригад, в котором победил филиал Театра им. Вахтангова, долго работавший в буквальном смысле без крыши над головой: здание сильно пострадало от бомбежек.

Занятие оборонного кружка в Государственном академическом Малом театре СССР. Слева направо: актеры С. П. Шугаров, М. И. Царев (командир 1-й роты оборонного Всеобуча), Б. В. Телегин, В. Н. Бернс (инструктор-общественник), художественный руководитель театра И. Я. Чудаков, актер А. И. Ржанов. Москва. 29 сентября 1941. Фото Б. Е. Вдовенко/Главархив Москвы

Есть интересные подробности, что в самом начале войны такие театры, как «Ромэн» и Театр эстрады и миниатюр, были переведены на самоокупаемость, а остальные театры жили за счет поддержки города. Но в следующие два года после начала войны публика стала возвращаться, и настолько активно, что к 1943-му театры перестали брать дотации из бюджета и закончили год с большой прибылью.

Солистка Государственного академического Большого театра СССР О. В. Лепешинская в одном из спектаклей театра. Москва. Июнь 1944. Фото М. А. Трахмана/Главархив Москвы

Кстати, именно тогда перекраивалась театральная карта Москвы: в результате объединения двух театров появился нынешний Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, к Театру Моссовета присоединили Московский драматический театр, а к нынешнему «Ленкому» — Современный театр (не путать с «Современником»). Война даже парадоксальным образом привела к тому, что количество театральных коллективов только за один год (с 1944-го по 1945-й) увеличилось более чем вдвое — с 312 до 734.

Большинство вещей и документов для онлайн-музея предоставили сами москвичи через центры госуслуг «Мои документы».

Фото наверху: Л. Доренский. На импровизированной сцене — спектакль с участием артистов фронтового филиала Театра им. Евг. Вахтангова. 1943/Главархив Москвы

Подписаться: