Перед нами, кажется, один из блестящих примеров горизонтального взаимодействия местных жителей — надо теперь, чтобы их идеи оценили московские власти и РЖД.
Для жителей Бутырского Вала соединительная ветка между Белорусским и Савеловским вокзалами, которая стала частью МЦД, превратилась в большую проблему — поезда по ней пошли чаще, в связи с чем обычный единственный переход через железную дорогу стал небезопасен; в самой ближайшей перспективе здесь проложат еще одни пути в рамках расширения центральных диаметров, и жителям окрестных домов станет совсем громко. А затем планируют построить эстакаду, продолжающую 2-й Лесной переулок через пути к улицам Ямского Поля — она значится в Генплане Москвы. В общем, одно удовольствие.
В качестве компенсации жителям предложили построить надземный переход и оградить жилые дома шумозащитными экранами, рассказала муниципальный депутат Кети Хараидзе. Однако известно, что эти экраны смогут защитить только первые этажи — и погонят шум и пыль к этажам верхним. Их жителям РЖД предлагают установить на окна тройные стеклопакеты, видимо, подразумевая, что летом они открывать окон не будут. Все эти предложения не особенно понравились местным жителям (например, потому что в надземном переходе нет пандусов, и единственный лифт при поломке оставит маломобильных граждан без возможности перебраться на другую сторону). Хараидзе обратилась в Москомархитектуру и РЖД с требованием пересмотреть проект, однако в обоих случаях ей объяснили, что предложенный вариант единственный и других не будет.
И вот тогда случилось нечто примечательное. По просьбе муниципального депутата местный житель Алексей Дорохов, профессиональный проектировщик мостов и тоннелей, разработал конструкцию, какую в Москве еще никогда не использовали. Он предложил накрыть пути железной дороги и МЦД бетонным каркасом, по бокам которого оставить большие «окна» для выхода воздушных масс, и при этом сделать в нем искусственную вентиляцию, оставив природное освещение.
Изготовленный из бетона, он оградит сплошной крышей жителей всех этажей от шума, а заодно послужит большим и широким переходом с Бутырского Вала на Ямское Поле. Более того, крышу планируют сделать эксплуатируемой — разместить на ней автостоянку (пути пролегают в овраге, соответственно, крыша будет на уровне проезжей части Бутырского Вала) или же торговые павильоны. Но Хараидзе предлагает ее озеленить и сделать пешеходную прогулочную зону (получится нечто вроде маленького аналога нью-йоркского Хай-Лайна, знаменитого «парка на опорах»). «Предлагается даже обыграть историческую архитектуру Тверской Заставы с коваными бронзовыми решетками и башенками», — пишет Хараидзе. При этом каркас не будет сплошным — накрывать железную дорогу он будет только в тех местах, где жилые дома стоят близко к путям МЦД.
Со своим проектом Дорохов и Хараидзе собираются снова навестить РЖД и Москомархитектуру, а также публично обсудить этот оригинальный проект с жителями Тверского и Бегового районов, граница между которыми проходит как раз по путям, которые предлагается накрыть каркасом.
Иллюстрации предоставлены ООО «Центр-Дормост»