search Поиск
Анастасия Медвецкая

Вчера главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов учил москвичей рисовать в «Лужниках»

3 мин. на чтение

На плацу перед Большой ареной «Лужников» вчера стройными рядами выстроились мольберты и стулья с планшетами. Здесь рисовали. Все потому, что «Лужники» стали для Москвы не просто цитаделью спорта, а чем-то большим.

О значении для города «Лужников» рассказывает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, который и вышел вчера на пленэр вместе с 300 участниками, чтобы нарисовать арену: «“Лужники” — центральное спортивное ядро всего города, которое теперь не просто спортивное место, но и центр притяжения. Рекреационный центр с явно спортивным уклоном является частью большой городской культуры. А городская культура состоит из разных аспектов: очень активная, подвижная жизнь, с заботой о своем здоровье, эмоциональном и физическом состоянии. “Лужники” являются важнейшим ядром этого проекта — превращения Москвы в такой город. Надеюсь, не единственным: есть планы по работе с Мневниковской поймой и вообще со всеми районами. Но “Лужники” пока главное место в этом плане. Потенциал, который я вижу в этом месте, честно сказать, рекламный — это самый сделанный, самый работающий пример того, как может выглядеть такой городской центр. С точки зрения дальнейшего развития сами “Лужники” практически сделаны — будут появляться еще какие-то объекты, но в основном работа уже проведена. Революционных изменений не будет, да и не нужно: они работают, все хорошо».

Казалось бы, совершенно неожиданное мероприятие — главный архитектор Москвы проводит мастер-класс по рисованию Большой арены углем. Но на самом деле все понятно: еще с Зельфирой Трегуловой Сергей Кузнецов договорился о выставке собственной графики, которая сейчас началась в Новой Третьяковке. Тогда еще ни одна работа не была готова — все 24 холста крупного формата были нарисованы под экспозицию. Кстати, отсюда и выбор материала — углем эту идею было легко воплотить, но поскольку тот оказался санкционным товаром, то на работах также появились детали, выполненные краской. Когда главная работа пленэра — рисунок Сергея Кузнецова — была уже готова буквально через час, он улыбнулся: «Любая работа, что в Третьяковке, то же самое». И поделился секретом, что свою угольную графику до сих пор закрепляет способом из детства — лаком для волос.

Центром композиции работ участников мастер-класса не просто так стала Большая арена. Она тоже связана с судьбой Сергея Кузнецова: «В 2018 году, к чемпионату мира, мы делали самую большую реконструкцию Большой арены: из ее конструкции остались только внешний тонкий контур стен и крыша 1996 года — все остальное новое. Я возглавлял работу как автор проекта: предыдущий стадион с его легкоатлетической дорожкой был полностью разобран. Надо было обеспечить максимально возможную вместимость — 81 тыс. мест, которых все равно не хватило для требований ФИФА, но мы все равно нашли договоренность, как сохранить образ исторической арены. Все остальное полностью новое — поле с натуральной травой, все трибуны, ВИП-ложи — это современный стадион, один из лучших в мире. Его так и охарактеризовала ФИФА после чемпионата мира: “Это лучшая арена в мире”».

Кто поувереннее — сел за мольберты, остальные разместились на стульях и взяли планшеты на колени. Кузнецов объясняет, какой культурный код заложен в «Лужниках»: «По меркам города “Лужники” довольно молодой проект — он возник в 1957 году к фестивалю молодежи и студентов и за это время очень развился. Вся территория изменилась и продолжает меняться очень высокими темпами. То, как Москва проживала все эти десятилетия, в “Лужниках” отражено: в архитектуре, на уровне ландшафтного дизайна и на функциональном уровне. В этом комплексе отражено то, как проходили этапы изменения — от территории для профессионального спорта и разовых мероприятий к сегодняшней идее вовлечения всех слоев населения всех возрастов в активную спортивную жизнь». Московский спорт тем временем отмечает свое 100-летие.

При регистрации на мероприятие уже состоявшиеся художники и те, кто хотя бы на час решил стать подмастерьем главного архитектора Москвы, могли оставить ему вопросы. На них он и отвечал, рисуя. Все это стало возможным благодаря департаменту спорта города Москвы, Архсовету Москвы, спорткомплексу «Лужники» и многофункциональному комплексу Luzhniki Collection.

Фото: t.me/mkluzhniki

Подписаться: