search Поиск Вход
, , 7 мин. на чтение

Вездесущие наушники: как портативные устройства изменили наше отношение к жизни и друг другу

, , 7 мин. на чтение
Вездесущие наушники: как портативные устройства изменили наше отношение к жизни и друг другу

Согласно прогнозам агентства SAR Insight & Consulting, наушники лидируют по продажам в сегменте аудиооборудования. В 2019 году объем мировых поставок составил 365 миллионов штук. При этом беспроводные модели захватывают рынок — на них приходится 70% всех продаваемых устройств.

В России с января по июнь 2020 года было продано около 10 миллионов наушников, а самыми популярными устройствами стали наушники бренда JBL.

Секрет такой популярности портативных устройств прост — количество контента растет в отличие от часов в сутках. Наушники позволяют общаться с близкими, смотреть любимые сериалы, проводить рабочие конфколлы, даже если мы находимся в шумном транспорте или, наоборот, пространстве, где необходимо вести себя очень тихо. Но порой мы все равно не замечаем, насколько плотно наушники интегрировались в жизнь и как это маленькое приспособление повлияло на нашу манеру общения, нормы этикета, отношение к работе и, конечно, музыке.

Наушники и история

Создание наушников в том виде, что мы к ним привыкли, приписывают Натаниэлю Болдуину. Он родился и вырос в городе Филлмор, штат Юта, где его родители поселились после того, как присоединились к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Проще говоря, Натаниэль и его семья были мормонами. И именно его религиозные взгляды стали причиной возникновения этого устройства.

Уже будучи взрослым и переехав в столицу штата, Натаниэль регулярно посещал собрания мормонов и на одной из генеральных конференций членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Солт-Лейк-Сити был очень разочарован тем, что из-за шума толпы он не слышал выступления церковных лидеров с трибуны. Тогда его посетила идея усилить звук. Весной 1910 года он собрал устройство со звукочувствительными приемниками. Это и были первые наушники, считается, что каждая чаша включала в себя милю медной проволоки и слюдяную диафрагму. Впечатлившись своим изобретением, Болдуин направил образец военно-морскому флоту США, которые с радостью приняли его в разработку.

Так получилось, что Солт-Лейк-Сити — важный город для истории аудиосистем не только из-за Натаниэля Болдуина, но и из-за Джеймса Лэнсинга — основателя бренда компании JBL (само название — сокращение его полного имени James B. Lansing). Он перебрался в Юту в 1925 году, где работал в компании по производству автозапчастей и проводил эксперименты с радио и громкоговорителем прямо на рабочем месте. Модель приемника, созданная Лэнсингом, превосходила по качеству все существующие. Осознав, что ему интересно работать со звуком профессионально, Лэнсинг попытался устроиться на работу к Болдуину, но получил отказ, который послужил мотивацией для открытия собственного дела и производства. Позже Болдуин хотел купить Lansing Manufacturing (так называлась первая компания Лэнсинга) и уже в свою очередь получил отказ.

Следующие пятьдесят лет наушники оставались военным атрибутом, до тех пор пока аудиофил Джон Косс и инженер Мартин Ланге не модифицировали авиационную модель. В 1958 году портативные наушники со стереоэффектом (это было новшество) представили широкой аудитории.

Наушники и общество

В 2004 году профессор звуковых исследований университета Сассекса, а также автор книг «Звуки города: персональные стереосистемы и управление повседневной жизнью» и «Мобилизация общества: звуковые технологии в городской среде» Майкл Булл сказал в интервью журналу Wired:«Люди получили полностью приватный мир [благодаря наушникам]. Раньше они никогда не думали, что могут взять музыку с собой и полностью контролировать звуки, которые их окружают».

Это высказывание очень точно отражает наши отношения с наушниками по сей день. Портативные устройства не просто проигрывают музыку (а теперь и подкасты), но и помогают нам скрыться от внешних факторов. По данным опроса музыкального сервиса Sol Republic, 45% всех респондентов носят наушники, чтобы избежать взаимодействия с окружающими людьми. Причем это больше присуще женщинам, нежели мужчинам: 49% против 40%. Можно предположить, что таким образом женщины абстрагируются не только от промоутеров, заблудившихся прохожих и случайных знакомых, но и от навязчивых попыток завязать знакомство.

И нас сложно судить за это проявление социофобии. Согласно концепции звукового ландшафта (или soundscape, термин был предложен канадским композитором, писателем и экологом Рэймондом Шейфером), окружающие звуки эмоционально насыщают город, и если мы их не слышим — мы не ощущаем чувства других горожан. Но в современном потоке информации мы и так перенасыщены чужими эмоциями, впечатлениями, голосами. Плотность городской застройки, а вместе с ней и населения, непрерывно растет, и остаться наедине с собой и своими мыслями для жителя мегаполиса буквально представляется роскошью.

В этой ситуации наушники уже выступают как социальный аксессуар, который транслирует окружающим: «Я хочу побыть один. Я не готов к общению». В них совершенно не обязательно должна играть музыка — «молчаливые» наушники давно перестали быть редкостью.

И абсолютно точно можно сказать, что наушники давно стали аксессуаром с точки зрения моды. Все реже на улицах встречаются люди с объемными накладными наушниками, издалека напоминающими прическу принцессы Леи. И хоть мало кто выбирает наушники исключительно с оглядкой на дизайн (все-таки качественный звук на первом месте), мы отдаем предпочтение стильным и лаконичным устройствам с эргономичной формой. Некоторые исследования даже доказывают косвенное влияние внешней привлекательности наушников на восприятие музыки, поэтому сегодня существует большой выбор дизайна и цветовых решений.

Наушники и работа

В конце нулевых наушники стали еще компактнее, чем были прежде, что спровоцировало скачок продаж и рост их использования. В том числе и на рабочем месте. Это вызвало много беспокойства в бизнес-среде, потому что наушники буквально уничтожали идею опенспейса. Рабочее пространство без перегородок и стен задумывалось с целью повышения уровня коммуникации между сотрудниками и, как следствие, сплоченности команды и эффективности процессов.

В 2012 году в Harvard Business Review была опубликована колонка Анны Кремер, американской журналистки и писательницы, которая специализируется на вопросах бизнеса, а также баланса между работой и личной жизнью. Эта полная беспокойства статья называлась «Работники, снимите свои наушники». В ней Анна рассуждала о том, что использование наушников в офисе заставляет сотрудников чувствовать себя одинокими, не причастными к команде и провоцирует чувство повышенной тревоги.

Но спустя почти десять лет мы можем говорить об обратном эффекте. Как и в ситуации с использованием наушников на улице, опросы показывают, что примерно половина людей, а именно 46%, прибегают к ним, чтобы избежать общения с коллегами. Еще 30% говорят, что наушники помогают им купировать внешние шумы. И в том и в другом случае это делается для того, чтобы сконцентрироваться на задачах. При этом 80% всех опрошенных считают, что наушники увеличивают их продуктивность.

И это вполне логично. Разговоры коллег (часто не о работе, а о личной жизни и ситуации в мире), равномерное шуршание принтера, шум кофеварки больше отвлекают, нежели настраивают на рабочий лад. В опенспейсе, а сейчас и дома, когда многие из нас перешли на удаленную работу, важно создать личное пространство, в котором никто не сможет помешать нам, а устанавливать крепкие дружеские отношения с коллективом можно в курилке, во время обеда или вечером в ближайшем к офису баре.

О необходимости создания некого барьера между вами и окружающей средой, особенно во время перехода на удаленку, было сказано уже очень много и наушники в этих советах выступают важным атрибутом. Для таких ситуаций отлично подходят TWS-наушники, то есть полностью беспроводные (когда проводами не соединены даже уши), потому что их нельзя выдернуть неловким случайным движением. А еще с ними удобно перемещаться по квартире, чередуя работу, отдых и домашние дела.

Эксперты советуют обратить внимание на JBL TUNE 125 TWS — это модель с хорошей пассивной шумоизоляцией, то есть достаточно просто надеть их, чтобы мультики ребенка из соседней комнаты и стройка за окном стали на несколько тонов тише. Заряда хватает на полный рабочий день — восемь часов, а с кейсом и вовсе почти на 1,5 дня. Это в два раза дольше, чем предыдущие модели, да и мало какие модели этого сегмента могут похвастаться подобным. Для тех, кто часто забывает о гаджетах, существует режим быстрой зарядки, всего 15 минут, и заряда хватит еще на час.

Что еще удобно для работы — JBL TUNE 125 TWS подключаются к Android-устройству в одно касание. Если важный звонок от коллеги или клиента застал врасплох, нет необходимости в спешке искать укромное место или заставлять ждать из-за отсутствия соединения наушников с телефоном. Кроме того, можно использовать только один наушник.

Правда, некоторые отказываются от прослушивания музыки во время работы, так как это влияет на уровень сосредоточенности над задачами. Но существуют исследования, которые доказывают, что музыка способна улучшать настроение, расслаблять мышцы и в какой-то степени снижать кровяное давление. Даже если мы немного теряем в концентрации, отвлекаясь на любимые треки, это с лихвой компенсируется хорошим самочувствием.

Наушники и музыка

Наушники полностью перевернули концепцию музыки, ее социальную цель, которая, как и в случае с танцем, заключается в создании крепких связей: партнерских, родительских, дружеских и других.

Конечно, наушники не отменили эту роль полностью. Люди, как и прежде, ходят на концерты, вечеринки, обмениваются любимыми треками с близкими, поют колыбельные своим детям, коллекционируют винил. Но музыка никогда не подразумевалась как что-то приватное. С появлением наушников многие стали воспринимать этот вид искусства как что-то личное, что-то, что позволяет побыть в состоянии покоя и восстановить свои силы.

Пожалуй, дело еще в том, что музыка в наушниках звучит лучше. И за это нам необходимо сказать спасибо физике. Динамики расположены близко к барабанным перепонкам, а сама конструкция наушников, будь то большая чаша или маленькие беспроводные вкладыши, которые набирают все большую популярность, изолирует другие шумы. Звуковые волны направляются прямо в слуховой проход, что позволяет улавливать мельчайшие детали композиции.

Зная это, компании-производители наушников постоянно совершенствуют технологии и конструкции. Так, в вышеупомянутых JBL TUNE 125 TWS  внедрена технология Pure Bass. Она была разработана инженерами для того, чтобы подчеркнуть энергичность басовых партий. Во время воспроизведения акцент делается на низких частотах и композиция раскрывается с новой стороны, будь то первое или уже десятое по счету прослушивание.

Музыка тесно связана с нашими эмоциями. Сейчас это подтвердит любой стриминговый сервис, где легко найти огромное количество музыкальных подборок не только по жанру, исполнителю или году создания, но и по настроению, а также цели прослушивания: музыка для тренировок, музыка для чтения книг, музыка для расставания и концентрации на работе. Музыка для всего. И подобные новшества делают нас еще ближе с этим видом искусства.