Недавно открывшаяся в Манеже выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» — первая в России экспозиция такого масштаба, посвященная музыканту, которому в июне исполнилось бы 60 лет: более 300 экспонатов разместилось в 11 специально построенных залах на площади 3 тыс. кв. метров.
Подготовка экспозиции длилась два с половиной года. «Этот проект прежде всего интересен тем, что в нем большое количество вещей сделано впервые, — рассказывает автор идеи и продюсер выставки Александр Кармаев. — Впервые столько друзей, коллекционеров, членов семьи, продюсеров и кураторов собрались вместе, чтобы сделать один продукт. Также впервые за 30 лет с момента смерти Цоя собран уникальный архив». Количество и разнообразие артефактов на выставке действительно поражает: гитары, черновики текстов, ведомость из кочегарки, где работал Цой, его письма, фломастеры, баночка из-под черной икры с остатками краски, которой написана последняя картина, сценические костюмы, то самое пальто из «Ассы», банка супа Campbell’s, которую специально для Виктора подписал Энди Уорхол, билет на самолет компании Pan American, кассета, которую он слушал, возвращаясь с рыбалки в тот самый злополучный день, — и это не считая фотографий, видео, аудио (каждому посетителю выдают смартфон с наушниками) и многочисленных документов.
При этом выставка совсем не похожа на пыльный краеведческий музей: все экспонаты встроены в оригинальную яркую сценографию залов, воссоздающих весь путь героя, от застенчивого мальчишки, учившегося в ПТУ на краснодеревщика, до кумира миллионов. «Нам удалось показать Цоя как большого художника, как кинозвезду, как обычного человека, например, туриста. Мы максимально попытались раскрыть его личность», — говорит автор концепции и куратор выставки Дмитрий Мишенин. Экспозиция организована не хронологически, а по темам: музыка, кино, поэзия, живопись. Отдельные залы посвящены фильму Рашида Нугманова «Игла» и неосуществленному советско-американскому проекту «Цитадель смерти» — съемки этой картины по сценарию «отца киберпанка» писателя Уильяма Гибсона должны были начаться в сентябре 1990 года, но были отменены после смерти Цоя, которому предназначалась главная роль.
Так подробно о «заграничных эпизодах» жизни Цоя — поездках в Америку и Японию, планах международной карьеры — в России тоже рассказано впервые. Это стало возможным благодаря его друзьям: режиссеру Рашиду Нугманову, «амбассадору русского рока» в США Джоанне Стингрей (она стала сокуратором зала «Открытие Америки») и Жоэлю Бастенеру, в свое время организовавшему концерты группы «Кино» во Франции, он написал вводные тексты для экспозиции. «Благодаря усилиям тех, кто сумел разглядеть потенциал Цоя, Виктору и за пределами России удалось проявить разные грани своих талантов, а не только выступать на сцене. Интерес к Цою в конце восьмидесятых вышел далеко за пределы СССР», — считает международный продюсер выставки Александр Гарез.
Экспозиция в Манеже продлится до 15 апреля.
Фото: предоставлено пресс-службой