Редакция Москвич Mag

«Я регулирую всю свою жизнь»: как московские фрилансеры масштабируют свой бизнес

6 мин. на чтение

Согласно опросу ВЦИОМ, фрилансером или самозанятым называет себя каждый четвертый россиянин, то есть около 11% респондентов. С этим значением коррелируются данные службы исследований HeadHunter: по их мнению, доля фрилансеров в России составляет 14%. Но вряд ли это отображает реальные цифры, скорей всего фрилансеров значительно больше.

При этом большинство фрилансеров спустя пять лет свободной деятельности планируют совмещать фриланс с развитием собственного бизнеса. Вероятно, что понятие «бизнес» представлено здесь в широком смысле и подразумевает не только очевидные свои формы в виде офлайн-магазинов и онлайн SMM-агентств, но и любое масштабирование своей деятельности, например, развитие личного бренда или запуск образовательных курсов.

И на этом этапе могут возникнуть не только профессиональные препятствия, их как раз ввиду опыта легко избежать, но и технологические, потому что происходит столкновение с ранее неизвестной средой — предпринимательской.

В связи с этим на рынке стали появляться новые предложения. Например, МегаФон предлагает ряд сервисов, например виртуальную АТС или функцию видеоконференции, которая позволяет проводить совещания до 100 человек и подключать на экране одновременно до 9 видео. Подобные услуги позволяют решить ряд проблем, которые неизбежно встречаются на пути каждого предпринимателя фрилансера.

Полина Джафарова, кондитер 

Мой интерес к десертам возник в 2015 году, я увидела фотографии красивых тортов в «ВКонтакте» и подумала, что хочу повторить. Приготовила, но особо ничего не вышло. Я изучала работы других людей, смотрела кулинарные каналы на YouTube, купила свое первое оборудование, и постепенно стало получаться что-то похожее на картинку.

Не могу сказать, что как-то принципиально масштабировала свой бизнес. Рост числа клиентов и заказов я связываю с переездом в новую квартиру, где теперь у меня есть большая кухня, и я могу выполнять совершенно другие объемы.

Для учета клиентов я недавно начала пользоваться специальным приложением, созданным для кондитеров. Оно выглядит как календарь, где можно фиксировать клиентов, время поступления заказа, что заказали. А еще оно рассчитывает стоимость на основе списка продуктов. До этого приложения я пользовалась таблицей Excel или по старинке записывала в блокнот.

Моя большая ошибка — отсутствие структурированной клиентской базы, потому что я ее не вела. Я не очень дружна с технологиями и не думала ни о каких CRM-системах. Пока приложение — мой максимум. Но я люблю все, что упрощает мне жизнь, поэтому, возможно, если я изучу какие-то предложения, они мне подойдут.

Еще я делаю видеоуроки, так что имею небольшой опыт в образовательной части. Онлайн-урок записан на камеру, я там ничего не вещаю, это просто видеосопровождение. Я продаю его по простой схеме — через Google-диск. Я думала о вебинарах, хотя никогда их не проводила, потому что мне немного страшно выступать перед публикой. Но считаю, что приду к этому, потому что сейчас я на пути выстраивания своего личного бренда.

Проблема Полины: Отсутствие структурированной клиентской базы.

Решение МегаФона: CRM — страшная аббревиатура для тех, кто видит ее в первый раз. Но на самом деле бояться нечего — это удобная система для управления взаимоотношениями, как с клиентами, так и со своей командой. Клиент попадает в CRM-систему после первого звонка вам, а дальше в дело вступает автоматическая воронка, которая помогает взаимодействовать с клиентом до завершения сделки и после, обеспечивая повторные продажи.

Дополнительно:

Тем, кто так же, как и Полина, думает о продвижении себя и своих услуг посредством публичных выступлений, МегаФон предлагает сервис для проведения вебинаров. Сервис позволяет проводить видеопрезентации, онлайн-лекции и семинары в HD-качестве для аудитории до 1000 человек.

Татьяна Ермакова, репетитор, основатель образовательного проекта «Круглый стол Татьяны Гарриевны»

Я репетитор-наставник по математике, но в последнее время преподаю уже самим репетиторам, передаю свой опыт. Началась моя репетиторская деятельность довольно давно. Я стала преподавателем в Вечерней математической школе, когда училась на первом курсе МГУ им. Ломоносова. Ну а кто работает в школе, тот плавно переходит в репетиторство.

В 2002 году я стала индивидуальным предпринимателем. Я сама веду всю финансовую деятельность, а также планирую работу, отдых и регулирую всю свою жизнь. Но позже я перешла на самозанятость, так как у меня высокий стаж — 33 года — я уже отработала свою пенсию, а режим самозанятости не подразумевает отношений с пенсионным фондом. Я подумала и решила, что можно не переплачивать.

В какой-то момент я почувствовала, что у меня накопился багаж знаний, которые я бы хотела передать. В 2013 году я начала вести круглый стол для преподавателей, который назывался «Проблемы репетитора». На тот момент это было новшество, потому что репетиторы обычно не общались между собой.

Оказалось, что эта деятельность тоже может быть источником дохода, потому что учиться хотят все, а мне есть что рассказать. Я знаю множество подводных камней, причем не только в преподавательской деятельности. Например, репетиторы нуждаются в юридической поддержке. Они не понимают, как вести предпринимательскую деятельность. Я рассказываю им о том, что можно быть самозанятым, а можно индивидуальным предпринимателем. Поскольку возник такой запрос, я ответила на него и начала масштабировать свой бизнес.

Большая трудность оказалась в том, что не все преподаватели владеют информационными технологиями. Для них это сложный вопрос. Даже для того, чтобы собрать людей на вебинар, приходится решать задачи технического плана, объяснять, как им войти.

На данном этапе я раскручиваю проект «Круглый стол Татьяны Гарриевны», приглашаю туда спикеров, кроме того, обучаю участников, чтобы они сами становились спикерами. Этот проект — гипермаркет педагогических идей и лайфхаков. Я собираю базу данных репетиторских идей и фишек, чтобы каждый мог прийти, увидеть и воспользоваться ими. Это глобальная задумка, хочу, чтобы она работала на всю Россию как минимум.

Еще проблема в том, как найти людей и достучаться до своей целевой аудитории, а кроме этого необходимо постоянно поддерживать с ней связь. У меня есть группа в «ВКонтакте» и WhatsApp. Сейчас я все делаю через социальные сети, но, возможно, можно придумать что-нибудь еще. Пока, на мой взгляд, очень хорошо работает сарафанное радио, метод, который используют сетевики, — «расскажи своему другу».

Проблема Татьяны: Сложно поддерживать связь со своей целевой аудиторией.

Решение МегаФона: Сарафанное радио — популярный, но неконтролируемый метод. Чтобы точно донести информацию о продукте до тех, кто может быть в нем заинтересован, эффективно использовать таргетирование на конкретную аудиторию. И это работает не только в социальных сетях. Например, МегаФон предлагает услугу «МегаФон Таргет» — сервис целевой рекламы для бизнеса. Подключив эту услугу, можно точно настроить таргетинг на целевую аудиторию по нескольким параметрам отбора и делать точечную рассылку, рассказывая о себе только тем, кому это действительно интересно.

Анастасия Степанчикова, дизайнер

Я училась в институте на психолога. Но в то время, в 2002 году, психологам почти ничего не платили, и я ушла в дизайн, так как немного знала программы и работу можно было найти без специального образования и знаний.

Постепенно я росла в навыках, от верстальщика до креативного дизайнера. Работала в разных агентствах и компаниях. Шесть лет назад я поняла, что меня достал офис, и уволилась. У меня, как у любого дизайнера, был какой-то пул клиентов, он сам стихийно сложился. Я ничего целенаправленно не делала, чтобы их удержать или чтобы появились новые. Но тут я поняла, что если хочу и дальше быть фрилансером, мне необходимо развивать клиентскую базу, учиться поддерживать контакты и наращивать связи.

Я проконсультировалась с несколькими людьми, которые владеют успешным бизнесом, и все сказали одно и то же: необходимо напоминать клиентам о себе и становиться видимым в социальных сетях. С этими советами я живу до сих пор. Понадобилось какое-то время, чтобы меня все знали в Facebook и у моего круга знакомых я была первой ассоциацией со словом «дизайнер».

Года полтора назад я стала индивидуальным предпринимателем. Это упростило мне жизнь, потому что многие юридические лица не хотят работать с физическими лицами и ищут именно ИП. Компаниям стало проще обмениваться со мной документами, но при этом мне пришлось учиться делать контракты, вести документооборот. Год назад я подключила электронно-цифровую подпись, чтобы еще больше упростить взаимодействия. И это просто моя мечта, чтобы все перешли на электронный документооборот. Минимум бумаги и максимум прозрачности и скорости.

У меня есть таблица Excel, где записано большинство моих клиентов, но я не люблю ее заполнять — это очень занудная вещь. Я стараюсь отмечать, когда был последний контакт, последняя оплата, проект, чем занимались, как расстались и когда надо о себе напомнить.

Сейчас я пытаюсь масштабироваться, но у меня пока плохо получается, так как сложно найти второго такого же человека, как я, в плане щепетильности и отношения к срокам.

С технической точки зрения мне не хватает обзоров того, что есть и что могло бы помочь мне выбрать какие-то средства. Технологизация важна, но должна быть очень вариативной и связанной с человеческим фактором, потому что для маленьких бизнесов важны личные отношения с клиентом.

Проблема Анастасии: Отсутствие информированности о цифровых решениях, которые помогут повысить эффективность бизнеса.

Решение МегаФона: МегаФон создает полезные и эффективные инструменты, подходящие бизнесу любого масштаба. Например, «Виртуальная АТС» и «Мультифон Бизнес» — для связи с клиентами и партнерами, платформы для вебинаров и конференций, «Антивзлом» — для надежной защиты от вирусов и атак, «МегаФон Таргет» — для прицельной рассылки, а также другие сервисы работают для того, чтобы вы развивали свой бизнес, даже если он совсем небольшой.

Подписаться: