Жилые апартаменты в бывших газохранилищах, кинотеатры в зданиях старых электростанций и новые культурные пространства вокруг заброшенных железнодорожных путей. Редевелопмент — это ни разу не попытка сэкономить на строительстве новых объектов (как правило, редевелопмент в разы дороже нового строительства), а уникальная возможность сохранить историю города, наполнив изжившие себя объекты новыми функциями и смыслами.
Московские урбанисты, архитекторы, дизайнеры и просто неравнодушные к развитию города люди присматриваются и даже с энтузиазмом обсуждают удачные примеры редевелопмента в мировых столицах. Все потому, что у Москвы свой большой «ржавый пояс» бывших производственных объектов, которые давно не используются по назначению — пустуют или в лучшем случае выполняют роль низкокачественных складов или офисов, автосервисов и шиномонтажей. У нас, конечно, тоже есть свои успешные, правда пока единичные примеры успешного редевелопмента. Такие как, например, дизайн-завод «Флакон», «Винзавод» или Artplay. Старые, но исторически интересные и значимые здания заводов стали популярными деловыми и культурными пространствами.
При этом громких проектов, сравнимых с масштабной реконструкцией одного из старейших лондонских районов Кингс-Кросс, например, Москва пока не видела. В начале двухтысячных здесь для новых поездов EuroStar, идущих через тоннель под Ла-Маншем, стали менять устаревший вокзал. В привокзальных складских помещениях теперь находится британская кузница дизайна: Лондонский университет искусств и престижный колледж Сент-Мартинс. В огромных старых газохранилищах — газгольдерах — построили элитное жилье. Так из неблагополучного привокзального района Кингс-Кросс превратился в модное современное место.
Таких мегаудачных во всех смыслах проектов в мире не так уж много. Они требуют больших финансовых вливаний и долгой, кропотливой, иногда ювелирной работы. Но почти каждый из них — целое событие для города, где его реализовали, и уж точно для мировой архитектуры и урбанистики. Еще недавно казавшиеся новаторскими решения тиражируются в разных странах и на самых разных объектах.
Еще один такой знаковый проект — индустриальный район Нордхавн в Копенгагене, где располагался один из портов. Множество хранилищ, терминалов перевалки грузов, которые к началу двухтысячных потеряли свое значение.
Сыграло несколько факторов: устаревшая инфраструктура, снижение транспортной нагрузки. Однако район огромный, близкий к воде. Лакомый кусок для строителей, мечтающих построить здесь элитное жилье. От идеи все снести и построить жилые дома сразу отказались. В начале нулевых здесь запустили огромный проект редевелопмента. И теперь на месте порта появился жилой и деловой район со станциями метро в каждом квартале, продуманной дорожной сетью для машин и велосипедистов. При этом современные технологии в транспортной и инженерной системах удачно совместили с уникальной промышленной архитектурой старых времен. В здании заброшенной силосной башни девелоперы построили жилой комплекс. Из старых складов сделали магазины. Сохранили даже один из портовых кранов. Его сделали многофункциональным пространством. Там устроили люксовый отельный номер на двоих, площадку для проведения переговоров или конференций, а в бывшей кабине теперь спа-салон с выходом на террасу.
Москва не может оставаться в стороне от новых решений в урбанистике и архитектуре. И не остается. Однако уникальная московская архитектура, особая ДНК нашей столицы диктует и свой собственный подход к редевелопменту. Какой? Это нам предстоит еще решить.
Возрождение Пресни
Москва — город очень большой, город крупных масштабов: широких проспектов, высоких зданий, обширных панорам. Кажется иногда, что Москва построена для великанов: здание, которое стало бы высотной доминантой где-нибудь в Париже, у нас встает в ряд себе подобных, ничем не выделяясь.
Москва город очень разномастный. Пожалуй, ни в одном другом столичном мегаполисе нет такого смешения архитектурных стилей, повсеместного соседства старых церквушек и особняков с современными высотками, скверов с промзонами, торговых центров с «территориями отчуждения» транспортных магистралей. И дело не в том, что сегодня город застраивается по законам капитализма — Москва всегда была такой, это что-то в ее городской ДНК. При этом каким-то почти магическим образом вся эта мешанина на выходе превращается в очень красивый город: все части нивелируют друг друга и образуют гармоничную среду обитания.
И даже там, где, казалось, все тропинки исхожены, этот город умудряется прятать секретные кварталы, не открытые до сих пор. Увидеть их потенциал и вернуть жителям в новом свете, наполнив новыми смыслами — большое столичное событие. Так случилось с городским кварталом Republic. Речь идет о большой территории площадью 8 га вдоль Пресненского Вала. Компания Forma взялась за масштабный проект редевелопмента территории бывших вагоноремонтных мастерских Московско-Александровской железной дороги, построенных в начале 1870-х годов.
Как мастерские они давно уже не работали, а сам квартал, в котором расположены чудесные образцы промышленной архитектуры XIX века, был недоступен городу и просто «простаивал». В ходе редевелопмента эти четыре исторических корпуса будут тщательно восстановлены и обретут новую жизнь: в них разместятся Московский гастрономический кластер, термы, детский сад и шопинг-аллея российских дизайнеров с камерным кинотеатром. И вся эта красота — и новые башни, и исторические фрагменты — будет окружена огромной (60 тыс. м кв.) зеленой зоной. С бульваром, множеством тематических детских плейхабов, сборной площадью с амфитеатром и летними террасами и катком (зимой), приватным ландшафтным парком площадью 4 га, а это размер пяти футбольных полей.
При этом на фоне исторической архитектуры возникнет и новая — одиннадцать зданий высотой от 24 до 45 этажей (десять жилых с квартирами от 25 до 140 м кв., одно офисное).
Звучит амбициозно и очевидно требует серьезных архитектурных усилий — по сути, небольшой город запланировать. Именно поэтому застройщик Republic, девелоперская компания Forma, привлекла к работе над проектом сразу шесть творческих коллективов архитекторов. Среди них есть как российские, так и зарубежные архитектурные бюро, все опытные и успешные. Британские бюро — Steve Brown, Simpson Haugh и John McAslan, российские — Meganom и Wall, швейцарское — Max Dudler. Такое количество архитекторов означает, что в застройке гарантированно не будет монотонности. Каждая башня в квартале индивидуальна, хотя каждый архитектор использовал при проектировании элементы, детали и материалы, которые связывают новые здания с обликом Пресни в целом и историческими промышленными корпусами в частности. Благодаря этому совершенно новый квартал оказался стилистически связан с районом — не в лоб, а на интуитивном, ассоциативном уровне.
Объединил весь комплекс в единое художественное целое Юрий Григорян, возглавляющий бюро Meganom. Он стал «дирижером», благодаря которому квартал Republic «зазвучал», как сыгранный оркестр.
«Это невероятно амбициозный и сложный проект, — комментирует Григорян. — Аналоги ему в мире, конечно, есть, например, жилая застройка в лондонском районе Баттерси». Причем особенно важно, что все, происходящее происходящее в квартале Republic на уровне «земли», открыто городу. «Это не частные закрытые территории элитного ЖК, это пространства, через которые жители Republic коммуницируют друг с другом и остальным городом», — продолжает архитектор. И это очень насыщенная коммуникация, в которой есть возможности для всего: от неспешной прогулки до занятий спортом, от возможности потусить вместе в общественных пространствах первых этажей до похода во вкусный локальный ресторан, от уединенного чтения в ландшафтном парке до участия в шумном детском празднике.
Квартал Republic возвращает городу значимую территорию, наполняя ее новыми функциями и смыслами, сохраняя ее локальную идентичность и бережно «работая» с ее историей. Он делает исторические памятники частью живой современной городской жизни. Он обогащает архитектурный облик района. Кроме того, квартал станет новым центром притяжения для разных городских сообществ: московский гастрономический кластер — для фудис-гурмэ, шопинг-аллея русского дизайна — для модной тусовки, термы — для банных гедонистов.
Очень важно понять, Republic — не очередной элитный комплекс, закрытый ото всех: это именно создание в городе нового жилого квартала, интегрированного в окружение и связанного с ним логистически, стилистически и эмоционально. Именно это выделяет проект среди прочих московских инициатив и ставит в один ряд с такими успешными примерами редевелопмента, как район «Вулкан» в Осло, Хафен-Сити в Гамбурге или Нордхавн в Копенгагене. При этом задача перед архитекторами Republic стояла на самом деле более сложная: в большинстве зарубежных примеров акцент при освоении бывшей промышленной территории делается на общественных пространствах и офисах (как у нас на Artplay и «Флаконе»). В Republic доминирует жилье, и все общественные функции квартала подчинены именно обеспечению комфорта живущих в нем людей.
А еще все это нужно было «завернуть» в подходящую архитектурно-дизайнерскую упаковку: сделать и контекстно, и современно. Стилистические отсылки к архитектуре старых промышленных корпусов отчасти решают эту задачу. Но у создателей проекта случилась и другая большая удача: им удалось «поймать» чисто московскую особенность сочетания масштабов. Москва как город идеально умеет существовать одновременно в режиме панорамы и уютного дворика. Москва — город, в котором эта стилистическая и пространственная эквилибристика происходят постоянно, на каждом шагу, в каждом районе. И именно поэтому Republic на Пресне, где высокие башни стоят над зеленой площадкой, на которой дети играют в «резиночку», — очень современный и одновременно очень московский район. Великолепное воплощение «гения места»: такого своеобразного и классного, как Пресня — старый московский, с уникальной историей и своим духом, наполняющим креативной энергией многие поколения горожан. Такой вот он — новый, московский подход к редевелопменту промышленного наследия — с уважением к «гению места», с пониманием столичного масштаба и атмосферы, со стремлением реализовать запросы и будущих резидентов, и горожан.
Фото: shutterstock.com, Peter Landers, пресс-служба ЖК Republic