, 2 мин. на чтение

Житель Москвы спас витражи из гимнастического зала ЦСКА перед сносом и хочет их восстановить

Здания ЦСКА на Ленинградском проспекте снесли осенью прошлого года — там планируют построить новый спорткомплекс.

Плавательный бассейн, о котором беспокоились активисты, пока стоит, но под ковш уже пошли ледовый дворец и гимнастический зал. Последний служил одним из немногих напоминаний об авиационном прошлом застроенной сейчас Ходынки: зал располагался в бывшем ангаре для самолетов, построенном в середине 1930-х годов рядом с аэродромом.

Чудом удалось сохранить кусочек спортивной истории места. Речь о трех витражах с гимнастами, которые встречали посетителей на входе в здание гимнастического зала — каждый больше двух метров в высоту и метр в ширину. Стекла могли быть уничтожены вместе со зданием, но вмешался искусствовед Александр Пасюта — после новостей о сносе в ноябре он приехал осмотреть гимнастический зал и, увидев витражи глазами искусствоведа, решил, что их необходимо сохранить.

Александр объяснил «Москвич Mag», что уже больше года ведет проекты поддержки художников («Город мастерских», «Дом говорит») и водит экскурсии к сносимым объектам, среди которых оказался и спорткомплекс ЦСКА. За несколько дней до сноса витражи удалось вывезти, в том числе с помощью денег, собранных через экскурсии. После этого обратились к реставраторам.

«Изначально было даже непонятно, в какой технике сделаны витражи, — рассказывает искусствовед. — По словам специалистов, в 1970-е годы стекла просто так разрисовывали в специальной технике. Потом выяснилось, что для того, чтобы законсервировать рисунки на стеклах, их в последние несколько лет подкрасили. Специалисты сказали, что художественной ценности не очень много, но сам рисунок, безусловно, красивый, работа интересно оформлена и сделана. Мне точно было понятно, что существует историческая ценность и нужно спасать».

Сейчас стекла находятся у профессионального реставратора, который занимается мозаиками и витражами. Он уже их обследовал, почистил и сделал вывод, что все возможно привести в порядок.

Куда отправятся витражи после реставрации, пока не понятно, но Александр хочет, чтобы они продолжили жить в музейном или общественном пространстве, где каждый мог бы их увидеть. Это может быть музей ЦСКА, один из культурных центров на территории района или другой гимнастический центр. Переговоры пока ведутся.

«Надеюсь, что в ближайшее время, в феврале или марте, передадим витражи в место, где они будут действительно нужны», — заключает он.

Фото: Александр Пасюта