Ярослав Забалуев

Американские десантники против фашистских демонов — в прокате «Оверлорд» от продюсера Дж. Дж. Абрамса

2 мин. на чтение

Раннее лето 1944 года. На носу — буквально завтра — высадка в Нормандии, открытие второго фронта. Однако одна из ключевых операций Второй мировой войны может сорваться из-за фашистской радиовышки, взорвать которую должен американский диверсионный отряд.

Заброска в тыл врага сразу идет не так. Часть отряда гибнет, руководство операцией берет в свои руки суровый капрал Форд (Уайатт Рассел), в распоряжении которого оказывается крайне ограниченный контингент выживших десантников. Под покровом ночи солдаты проникают в оккупированную деревню и залегают на чердаке у Хлои (Матильда Оливье). Дом Хлои находится рядом с церковью, на крыше которой и расположена подлежащая уничтожению радиобашня. И вот в процессе подготовки операции выясняется, что прямо в подвале этого здания под руководством зловещего фашиста Вафнера (Пилу Асбек) ведутся бесчеловечные эксперименты по выведению суперсолдат. Десантники понимают, что их задача сложней и важней, чем казалось поначалу.

Первоначально «Оверлорд» (получивший заголовок по кодовому названию операции высадки в Нормандии) анонсировался как очередной фильм вселенной «Кловерфилд» — мира, старт которому продюсер Дж. Дж. Абрамс дал десять лет назад в «Монстро». В процессе производства от выстраивания родственных связей инопланетных захватчиков с условным фашистским доктором Менгеле было решено отказаться, так что картина стала нечастым в наше время образцом самостоятельного, не принадлежащего ни к какой франшизе жанрового блокбастера.

В первые полчаса фильм, которого никто особенно не ждал, способен серьезно удивить. Собственно, сцена высадки снята с максимальным уровнем правдоподобия. В аймаксе от зрелища солдат, сыплющихся в подсвеченную взрывами и выстрелами темную бездну, нешуточно захватывает дух — пролог фильма обещает добрую охоту и хорошую бойню. Примерно те же авансы выдает и пробежка по ночному лесу, в которой уже, правда, мерещатся тени скорее «Хищника», чем оливер-стоуновского «Взвода».

Дальше же впервые работающий с внушительным бюджетом постановщик Джулиус Эйвери несколько проваливается в болтовню и штампы. Он, будто растерявшись от разросшегося количества героев, не вполне понимает, за что ему хвататься. С одной стороны, хочется показать и ужасы фашистской оккупации: во время комендантского часа людей стреляют на улицах без суда и следствия, красавиц насилуют, а детей грозят отправить на опыты. С другой — Эйвери явно тянет в обещанный завязкой слэшер с теряющими человеческий облик фашистскими демонами.

На этой грани картина и балансирует до финальной части, когда наконец начинается ожидаемая бойня, а все происходящее становится окончательно похоже на экранизации компьютерных игр из серии Wolfenstein. Здесь Эйвери, уже не стесняясь, лепит один на другой штампы и перестает скрывать, что вдохновлялся прежде всего слэшерами категории «Б». И отчасти это, конечно, обидно: поначалу кажется, что по степени нарастающей жути у «Оверлорда» (в прокате с 8 ноября) есть все шансы стать чем-то вроде исторической версии космического хоррора «Сквозь горизонт» Пола У. С. Андерсона. Но в то же время общее настроение бесшабашного рубилова, которое редко встречалось в боевиках, снятых после 11 сентября, придает картине известное обаяние, делая ее совсем не худшим способом потратить время и деньги холодным осенним вечером.

Фото: Paramount Pictures

Подписаться: