search Поиск
Геннадий Устиян

«Быть Астрид Линдгрен» оказался образцовым феминистским наездом на патриархат

1 мин. на чтение

Если вам в детстве казалось, что автор «Малыша и Карлсона, который живет на крыше» и «Пеппи Длинныйчулок» писала свои сказки, уютно сидя в мягком кресле с чашкой хорошего кофе, то посмотрите этот фильм датской актрисы и режиссера Перниллы Фишер Кристенсен.

Конечно, в зрелом возрасте, когда Линдгрен начала писать, ее жизнь была более благополучной, но период, показанный в этом байопике, — это был ужас и кошмар.

Начать с того, что Линдгрен родилась в многодетной набожной семье церковного старосты, но на службе скучала, а после придумывала стишки «В Гоморре умора, в Содоме содовая льется рекой» к ужасу матери.

К шестнадцати Астрид скучала уже так, что обрадовалась возможности поработать стажером в газете, которую редактировал друг отца. Все закончилось скандальной беременностью, тайными родами (Линдгрен уехала из Швеции в Данию учиться на стенографистку, чтобы избежать позора) и редкими тайными визитами к родному сыну, который из-за разлуки долго не признавал ее матерью.

Линдгрен показана девушкой, которая всю молодость страдала из-за несвободы. Сначала из-за контроля строгой матери, а потом из-за зависимости от отца своего ребенка, в котором она поначалу видела спасителя от родительской опеки. «Быть Астрид Линдгрен» (в кинотеатрах с 22 ноября) начинается со сцены, когда уже пожилая писательница читает письма от маленьких читателей, восхищающихся ее умением показывать трагедии так, что во время чтения еще больше хочется жить. Фильм делает упор на том, что Линдгрен стала сочинять сказки, чтобы завоевать любовь выросшего с чужой женщиной сына. Это выигрышный киноприем, но тема страдания как повода для развития таланта настолько уже отработана в десятках байопиков, что если бы не отличная игра Альбы Аугуст (дочери знаменитого шведского режиссера Билле Аугуста и актрисы Перниллы Аугуст) в главной роли, фильм был бы похож на старательную диссертацию.

Фото: Capella Film

Подписаться: