Если Гленн Клоуз не получит за роль «Жены» «Оскар», пора распускать Академию
Эта осень стала сезоном недооцененной жены-писательницы. В самом конце ноября выйдет байопик «Колетт», где Кира Найтли играет знаменитую сочинительницу романов, которую годами эксплуатировал муж-сатрап, и она его бросила в лучших традициях бушующего сейчас #MeToo.
В случае с «Женой», снятой шведом Бьёрном Рунге, все сложнее и интереснее. Во-первых, это фикшн-история по одноименному роману Мег Волитцер. Во-вторых, главную роль играет не Кира Найтли, изображающая и Колетт, и Анну Каренину, и всех остальных своих героинь практически одной женщиной с капризно выпяченными губами, а Гленн Клоуз, актриса с шестью номинациями на «Оскар», которая так ни разу эту награду не получила, что само по себе почти преступление (учитывая, что «Оскар» есть у Эммы Стоун и Риз Уизерспун, например).
Клоуз играет Джоан Каслман, жену знаменитого писателя (его играет не менее прекрасный Джонатан Прайс), которая за 40 лет брака привыкла быть в его тени. Вместе с мужем она едет в Стокгольм, где ему должны вручить Нобелевскую премию по литературе. Джоан прекрасно знает свое место в этой жизни. За ужином на вопрос короля Швеции: «А чем вы занимаетесь?» она отвечает: «Я создаю королей», и настоящий король со смехом парирует: «Клянусь, моя жена могла бы сказать то же самое».
Но «Жена» не просто фильм на тему «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Это фильм о женщине, которая так влюбилась в своего женатого преподавателя, что забросила свои профессиональные амбиции, посвятила свою жизнь ему, а спустя несколько десятилетий от этого устала. Интересно, что «Жена» (в кинотеатрах с 22 ноября) совсем не выглядит банальным феминистским манифестом, куда ее легко определить на первый взгляд. Она так спокойно, без истерики сделана, что смотрится как частная история типичной представительницы бебибумерского поколения.
Возможно, современным женщинам не понять, что работа на интересы семьи когда-то равнялась работе на интересы мужа. Чем-то это обстоятельство, которое многие считают несправедливым, напоминает судьбу самой Гленн Клоуз. Она номинировалась на первый «Оскар» еще 35 лет назад, но до сих пор его не получила, хотя все это время выдавала одну выдающуюся работу за другой. Если у киноакадемиков есть хоть капля вкуса и чувства справедливости, они должны в начале следующего года, когда будут вручать «Оскары», исправить это досадное недоразумение — примерно так же, как Джоан Каслман в конце концов сказала: «С меня хватит».
Фото: ПРОвзгляд