Ярослав Забалуев

«Крымский мост. Сделано с любовью» вспоминает советские пропагандистские традиции, но прошли те времена

2 мин. на чтение

У бойкого строителя Димы Задонского (Алексей Демидов) есть развлечение: каждый год строительства моста над Керченским проливом он ищет среди студенток-археологов самую красивую «архителку», чтобы вписать ее в свой донжуанский блокнотик.

Но на сей раз ситуация многократно усложняется. Во-первых, выбранная на роль жертвы Варя (Катерина Шпица) оказывается девушкой с характером. Во-вторых, за ней приударяет столичный пиарщик-гастролер (Артем Ткаченко), присланный продать идиллическую картину стройки века американцам. Ну а в-третьих, Дима на свою голову берет шефство над московским журналистом Тихоном, поскольку тот в первый же день командировки умудряется получить по очкам на местном базаре за слово «аннексия». Тихон в свою очередь без памяти влюбляется в продавщицу рыбы Алию, дедушка которой (Сергей Никоненко) долгие годы ждет встречи с бывшей одноклассницей — в далеком 1944-м их разлучило разрушение моста во время ледохода.

Год назад дорогу осмысления новейшей российской истории в жанре пропагандистского блокбастера проложил «Крым» Алексея Пиманова — картина настолько чудовищная, что над ней даже пошутить толком было сложновато. Видимо, следствием того провала стал тот факт, что новейший «Крымский мост» выходит в прокат практически вдвое меньшим тиражом (800 копий против прошлогодних 1500), да и медиаподдержка проекта носит несколько более скромный характер — в конце концов, навязчивые трейлеры в кинотеатре можно и пропустить. Все это в некотором смысле даже забавно — есть ощущение, что причинить добро тебе пытаются несколько менее настырно, чем в еще совсем недавнем прошлом.

С шутками тут попроще уже на этапе изучения списка авторов. Режиссер — Тигран Кеосаян (ведущий «Международной пилорамы» и автор «Президента и его внучки»), сценарист — супруга постановщика, главред Russia Today Маргарита Симоньян, вышедшая на новый виток популярности после недавнего интервью про Солсберецкие шпили.

Тем удивительнее, что весь сарказм не то чтобы улетучивается, но как-то, что ли, успокаивается уже к середине картины. Во-первых, здесь много отличных актеров — помимо Никоненко в кадр время от времени заходят Ирина Розанова, Александр Ильин и Юрий Стоянов. Во-вторых, в какой-то момент фильм подкупает интонацией совершенно, конечно, бессовестного, но все-таки азартного дружеского веселья. То есть ни про какую особенную искренность речи особенно не идет (а кто ее, с другой стороны, обещал?), но бюджет на площадке осваивали, что называется, с огоньком. Ну и, наконец, в отличие от Пиманова Кеосаян все-таки режиссер, да еще и представитель кинодинастии, явно знакомый с пропагандистскими шедеврами прошлого. Здесь он в общем и целом приспосабливает к новейшим временам стилистику классических картин Ивана Пырьева, работая примерно на стыке «Кубанских казаков» и «Трактористов», с поправкой на эпоху, задачу и музыку артиста Трофима, которая как раз роднит «Мост» с «Крымом».

Другое дело, что все эти достоинства остаются крайне сомнительными с учетом общего посыла картины, сделанной в давно устаревшем жанре прямой пропаганды «добра». Пырьев работал не только из-за качества, но и из-за другого, более трепетного отношения к кино вообще. И потому фильм Кеосаяна вряд ли может рассчитывать на хоть какую-то живую реакцию зрителей. Его снимали не для нас, а для высоких кабинетов (в которых его уже наверняка давно посмотрели и оценили) и для телеэкрана, где он легко встроится в линейку средней руки телемувиков). Что же до кинозрителя, то в его потребности «Мост» никак не попадает. Сегодняшний человек в кинозале хочет, чтобы его элементарно и дорого развлекали, а если уж и убеждали в величии родины, то делали это несколько тоньше и искреннее. Как, например, Алексей Балабанов, которому это блестяще удалось на столь же современном материале в преступно недооцененной «Войне».

Фото: © «Централ Партнершип»

Подписаться: